Китай и Рамзан Кадыров надеются найти нефть в Чечне

На модерации Отложенный

ОАО «Чеченнефтехимпром» и китайская компания СРТSA заключили соглашение о сотрудничестве в плане проведения геологоразведочных работ и разработки нефтегазовых месторождений на территории Чеченской республики, сообщает eadaily.com.

Месторождения нефти в Чечне «эксплуатировались небрежно, практически целые нефтеносные пласты не были разработаны», заявили гендиректор ОАО «Чеченнефтехимпром» Хожбауди Альвиев и китайские специалисты после изучения документации по заброшенным скважинам. По словам гендиректора, некоторые скважины из-за трудно устранимых аварий просто закрывались.

Единственный на данный момент активный игрок в сегменте добычи нефти в Чечне — НК «Роснефть». По информации издания, глава республики Рамзан Кадыров обвиняет руководство компании в том, что она не хочет вкладывать средства в разработку новых месторождений нефти в Чечне. Это привело к падению добычи углеводородов в республике. Возможно, для «Роснефти» Чечня не представляет большого интереса, поскольку добыча нефти в республике ведётся уже более века и запасы её невелики. Однако чеченская нефть ценится за её высокое качество и за то, что не требует значительной переработки. К тому же власти Чечни уверены, что нефти в республике ещё много, главное ― найти её.

Китайцы стали первыми иностранными партнёрами по нефтедобыче в Чечне, поэтому им создадут самые благоприятные условия, заявил при подписании документов председатель правительства Чечни Абубакар Эдельгериев. По его словам, власти надеются, что «данное соглашение придаст импульс для развития экономики республики». При этом будут реализовываться проекты не только по добыче нефти, но и по её переработке.

Работа по подписанию соглашений с китайцами велась на протяжении двух лет. В частности, были сформированы 18 лицензионных участков недр, включая и те участки, от лицензий на которые отказалась НК «Роснефть», ссылаясь на их истощённость и отсутствие нефти. Кроме того, «Чеченнефтехимпром» приобрёл на аукционах 10 долгосрочных лицензий, что позволило компании выйти на мировой инвестиционный рынок.

Теперь китайская СРТSA сформирует совместно с «Чеченнефтехимпромом» команду для добычи нефти, сообщил председатель правления китайской компании Ли Пилонг. В дальнейшем партнёры планируют развивать чеченскую нефтяную и химическую промышленность.

Соглашения ― ещё не повод

Насколько показывает опыт, подписание соглашений между Россией и Китаем редко ведёт к заключению контрактов для реализации инвестпроектов. По данным EADaily, в конце прошлого года канадская нефтесервисная компания Genoil уже планировала привлечь инвестиции китайских банков в чеченский нефтегазовый комплекс, однако далее планов дело не пошло.

Соседняя Ингушетия пытается привлечь китайские инвестиции уже более 10 лет, но всё заканчивается переговорами и «визитами вежливости».

«Договариваться можно о чём угодно, всё зависит от реализации. Напомню, что в своё время в 2007 году было подписано соглашение о сотрудничестве российского Дальнего Востока с северо-востоком Китая. Оно предусматривало более 200 совместных проектов, но реализовано из них на сегодняшний день не более 10. Так что вопрос не в самих договоренностях, а в их реализации», ― заявил «Свободной прессе»  Андрей Островский.

Эксперт пояснил, что иностранцы предпочитают вкладывать инвестиции в финансовые структуры, потому что прямые инвестиции в России не страхуются, что «представляет собой дополнительные риски для иностранных инвестиций». Особенно это касается тех, кто собирается получать доходы не от капитала, а от произведённой в России продукции. Поэтому при сравнении с Казахстаном китайцы предпочтут вкладывать деньги в проекты Казахстана, так как там существует гарантия возврата инвестиций. Необходимо разработать механизм гарантий для любых инвестиций, в том числе и китайских. Это определяется двусторонними соглашениями, отметил Островский.

Добыча нефти в Чечне

Нефть добывают в Чечне с 1893 года. К началу Второй мировой войны объём добычи составлял 4 млн тонн в год. Рекорд был установлен в 70-е годы, когда добыча нефти превысила 21 млн тонн в год. Затем показатели стали медленно падать, а после военного конфликта в Чечне в 90-е годы добыча нефти сократилась ещё более. Сейчас специалисты оценивают запасы нефти в Чечне на уровне 50-100 млн тонн.

В 2000-е годы первый президент Чечни Ахмет Кадыров требовал, чтобы доходы от добычи нефти компанией «Роснефть» оставались в бюджете республики. В 2015 году Рамзан Кадыров заговорил с российским президентом о передаче республике активов компании «Чеченнефтехимпром». Он заявил, что власти республики привлекут инвестиции и построят нефтеперерабатывающий завод. Решение по этому вопросу компания «Роснефть» примет в 2017 году.

ОАО «Чеченнефтехимпром» с уставным капиталом 1,967 млрд рублей создано в 2011 году на базе одноименного ФГУП. Стопроцентным его собственником является Росимущество. Компании принадлежит ряд объектов нефтегазовой отрасли Чечни, которые арендует «Грознефтегаз» — совместное предприятие «Роснефти» (51%) и правительства республики (49%), которое и ведёт в Чечне добычу углеводородов.