Завещание Берлускони: ЕС должно стать государством

На модерации Отложенный

Экс-премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, как и обещал, ушел со своего поста, но продолжает давать советы как обустроить еврозону.

Его основной тезис - Европейский центральный банк должен печатать евро, производить эмиссию и быть полноценным Центральным банком, чего сейчас не происходит.
"Евро не имеет той опоры, которая должна быть у каждой валюты. Я говорю о банке, который бы служил кредитором последней инстанции и гарантом валюты. Им должен стать ЕЦБ, если мы хотим сохранить евро", - заявил он в своем последнем видео обращении.

С этим трудно не согласиться, но для этого необходимо кардинально изменить европейское законодательство. ЕС должно стать государством в полной мере, должно появиться достаточно много законов, имеющих статус наднациональных.
Я глубоко уверен, что Европа уже к этому идет, долговой кризис и особенно события в Греции стали мощным катализатором к этому. Но для того, чтобы монитарные власти ЕС стали более адекватными, они, конечно, должны иметь в руках наднациональные законы, обязательные к исполнению во всех странах еврозоны.


Практика показывает, что Евросоюз, по сути, сложен из трех частей, имеющих существенные различия и слабо соединенных между собой. Это север, юг и Восточная Европа, состоящая из стран бывшего советского блока. Все эти три составляющие имеют разные типы экономического уклада, и ввиду этого достаточно сложно регулируются.

Но в этом сила и слабость Европы.

Я думаю, что эти кризисные явления подтолкнут сознание европейцев и прежде всего политической элиты к тому, чтобы поделиться частью полномочий, данных им национальными законами, с Европейским союзом. Расширение функций Центрального банка и других монитарных властей должно привести к тому, чтобы они получили возможность вмешиваться в вопросы дефицита бюджета, в политику заимствований и процентных ставок. С одной стороны, это приведет к сужению полномочий суверенных правительств стран-членов ЕС, а с другой, это путь к устойчивому экономическому развитию в будущем.

Меня могут спросить, почему же Берлускони раньше, когда сам был при власти, не выступал с такими инициативами? Ответ, мне кажется, заключается в том, что он был национальным лидером, и достаточно сложно в таком статусе предлагать отказаться от части полномочий суверенного государства. Есть же реальная политика.

Вообще, первый раз я был в Италии в начале 90-тых, когда там проходили мощные демонстрации за отставку Берлускони с поста премьер-министра. И тогда он ушел. Ушел и сейчас, но что-то мне подсказывает, что это не конец карьеры политического долгожителя Европы.
А вы как считаете?