Победа или взятка? Часть вторая


Продолжение. Начало здесь


Итак, как начались переговоры по освобождению заключенных?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует упомянуть об одном важном моменте. Думаю, лишь немногие из моих российских друзей знают, что в иранской политике есть важное правило: никогда не вести с Америкой переговоры по вопросам, касающимся Ближнего Востока и, в частности, Ирана. В целом, мы считаем, что США не обладают должной легитимностью для того, чтобы быть посредниками или каким-либо образом влиять на политику данного региона.

Тут вы можете спросить: а как же переговоры с США по проблеме иранской ядерной программы? Ответ таков: во-первых, вопрос атомной энергетики обсуждался не между Ираном и Америкой - как вам известно, шли переговоры с членами Совета Безопасности ООН и Германией (группа 5+1). И причиной этих переговоров стали пять резолюций против Ирана, ратифицированные Советом Безопасности ООН – из-за этого иранский “атомный вопрос” стал проблемой глобального, международного характера. А во-вторых, согласившись на переговоры, мы хотели продемонстрировать всему миру, что Европа и США лгут, будто санкции на Иран наложили по причине его желания разработать ядерное оружие, а также, что мы готовы пойти на компромисс и согласиться на надзор международных наблюдателей на наших атомных объектах.

Сегодня, как вы сами видите, лживость Запада стала очевидной: несмотря на все переговоры и подписание соглашения, санкции сняты не были! Господин Сергей Рябков, многоуважаемый заместитель министра иностранных дел, может подтвердить, что в кулуарах переговоров по ядерной программе американская делегация несколько раз просила встречи с иранцами один на один. Но Иран неизменно отклонял эту инициативу. Один раз господин Рябков спросил меня:
- Почему вы не согласились встретиться с американцами? Это было унижением для Америки!
И я подробно разъяснил ему, почему мы отказываемся от разговора с представителями США напрямую.

В кулуарах переговоров по ядерной программе американская делегация сообщила делегации иранской, что в Иране находятся четверо заключенных американцев (иранцев по происхождению).

И что в тюрьмах США содержатся некоторые иранцы, обвинённые в попытках обойти американские санкции: мол, давайте вместе сядем и обсудим этот вопрос.
Данное предложение внимательно рассмотрели в Высшем Совете Безопасности Ирана, и было решено, что, ради спасения жизней невинных иранских заключённых в США, мы на это согласимся. В течение года прошло 11 сложных и очень насыщенных встреч. В итоге Иран добился того, чтобы обменять 4 американцев в иранских тюрьмах на 28 иранцев, которые находились в тюрьме, под арестом или под следствием (также некоторых убрали из списков “разыскиваемых преступников”). Кроме того, один из иранских банков был вычеркнут из списка тех, что подпадали под санкции США. Это была серьёзная победа! Ведь с первого дня целью американской делегации был обмен “один заключённый на одного другого заключённого” и не более того. Но благодаря иранским переговорщикам всё произошло именно так, как того хотел Иран.

Так что там за история с 1,7 миллиарда долларов?
До Исламской революции в Иране шах заказал в США вооружение на сумму 400 миллионов долларов. В итоге заказ не был выполнен, и деньги тоже не были возвращены. В течение 35 лет эти средства оставались “в заложниках” на американских счетах. Иран снова и снова обращался в Гаагский международный суд, с требованием вернуть средства, до поры, пока совсем недавно американцы не осознали, что стопроцентно проиграют судебное дело. А поскольку они не хотели выплачивать дополнительные штрафы, то пошли на компромисс: и заплатили нам эти деньги, а также проценты за 35 лет, в размере 1,3 миллиарда долларов. Другими словами, деньги не были ни выкупом, ни подарком – они изначально принадлежали Ирану. И были возвращены Ирану не по согласию Америки, а благодаря законным усилиям Ирана, его неустанной работе с международными судами.

Надеюсь, теперь вы понимаете, как пропагандистская машина Запада и российские приверженцы “западничества” искажают факты и пытаются создать ложное отношение, настроить замечательных жителей России против Ирана и оказать негативное влияние на стратегическое сотрудничество между двумя нашими странами.

6
1819
17