Конституции Украины угрожает закон о психиатрии

На модерации Отложенный

Важным событием 2018 года стало повторное решение КСУ о неконституционности произвольного помещения людей в психиатрические больницы. Почему повторное?

1 июня 2016 года Конституционный суд Украины признал неконституционными положения закона Украины «О психиатрической помощи», по которым лишённое дееспособности лицо могло произвольно быть направлено в психиатрическую больницу. Работа началась в 2013 году, когда на круглом столе Первой Международной выставки «Психиатрия индустрия смерти» в Киеве Президентом Гражданской комиссии по правам человека Анастасией Вилинской и юристом-правозащитником Александром Михайлецом были представлены факты многочисленных нарушений прав людей в психоневрологических интернатах страны.

После четырёх лет активной работы правозащитников, офиса уполномоченного Верховной Рады по правам человека, юристов Центра стратегических дел при Украинской Хельсинкской группе, представителей ОБСЕ и рассмотрения около 300 случаев лишения дееспособности, в ноябре 2017 года Рада во втором чтении приняла два законопроекта, которые были призваны устранить несоответствие закона о психиатрии нормам Конституции. Теперь люди, чья дееспособность ограниченна, не лишались автоматически своих прав.

Однако, вводя эти поправки, Рада приняла их таким образом, что за лишённое дееспособности лицо вновь мог решать кто-то другой – необходимо ли ему психиатрическое лечение или нет. И это краеугольный камень вопроса.

Психиатрия единственная область, которая настаивает на своём исключительном праве решать ЗА пациента, надо ли его лечить. Учитывая то, что психиатр зачастую назначает сверхдозы психотропных препаратов там, где в этом нет никакой нужды, вместо лечебного воздействия мы имеем карательное.

Второй момент в том, что такое положение дел породило целую индустрию правонарушений по избавлению от ненужных или неудобных людей. Только в 2018 году ГКПЧ задокументировало 21 случай правонарушений в ПНИ на основании обращений граждан. Роковой замкнутый круг: обманом и махинациями человека закрывают в психиатрическое заведение, оформляют инвалидность по психическому заболеванию, затем лишают дееспособности и направляют на пожизненное «отбывание диагноза» в ПНИ.

При этом ПНИ не только не реабилитирует человека и не возвращает его к нормальной жизни, а наоборот.

Психиатр или опекун вольны решать за лишённых дееспособности пациентов о назначении «лечения». По сути это принудительная мера.

Вот как прокомментировал это повторное заключение Конституционного суда один из юристов в своём фейсбуке:

Це рішення про те, що Конституція дозволяє поміщення недієздатної особи в психіатричну лікарню тільки за усвідомленою згодою такої особи або за рішенням суду. У 2016 році Конституційний Суд вже визнавав норму цього закону, яка не передбачала судового контролю за таким поміщенням, неконституційною, але парламент після цього рішення вніс зміни, в яких вперто знову порушив Конституцію. Відповідно Конституційний Суд вдруге, для тих хто не вміє читати, вказав, що Конституція вимагає тільки судовий контроль у разі відсутності згоди, не контроль з боку інших органів влади, а тільки судовий. Тепер будемо чекати на реакцію парламету. А лікарі як працювали, так і будуть працювати для них в роботі нічого не має змінюватись. Їм головне пересвідчитись в наявності усвідомленої згоди пацієнта або за її відсутності — в наявності відповідного рішення суду. Ось і все.

Иными словами, если речь идёт об ограничении свободы, то Конституция говорит, что такое может происходить только по решению суда. Никакой другой орган или служба не могут ограничивать свободу человека. Или же должно быть добровольное согласие человека на пребывание где бы то ни было. В случае с психиатрией мы имеем ситуацию, когда третье лицо желает за личность принимать решения такого порядка. Это нарушает Основной закон Страны.

ГКПЧ надеется, что в этот раз Рада не станет менять законопроекты так, чтобы Конституции угрожали вольности в законах «О психиатрической помощи». И также надеется, что столь твёрдая позиция КСУ станет отличной отправной точкой для глобального реформирования системы психоневрологических интернатов в Украине. К сожалению, сегодня жизнь в большинстве из них невыносима и нет никакого механизма по реабилитации людей. А жестокость и бесчеловечные условия способны из большей части вполне нормальных людей, которые в них содержаться, сделать действительных инвалидов.