Рассказ очевидца событий

На модерации Отложенный Майор милиции, служащий в правоохранительных органах Оша два с половиной года, согласился рассказать, как это было, на условиях анонимности. "Мне нечего бояться, но у меня ребята молодые, у них семьи, и нам еще воевать", - именно так и сказал - воевать.

Как закрутили пружину

...Предпосылки произошедшего появились не 10 июня и даже не 7 апреля, когда в стране поменялась власть. Они застарелые. Просто никто не хотел в этом признаваться, а в Бишкек уходили прилизанные отчеты.

После 7-го, конечно, все стало раскручиваться с невероятной скоростью. Мелкое ДТП с участием представителей двух народов. Полчаса, и на месте около 300-400 человек одного из этносов. Незначительная потасовка в кафе. Администратор вызывает милицию. Приезжаем - та же картина - человек 500. И так изо дня в день.

Масла в огонь подлил, да еще как, Кадыржан Батыров. Его выступления крутили изо дня в день на местных каналах. И изо дня в день его выступления становились более эмоциональными, с ярко выраженными этническими призывами. Суть их сводилась к одному: мы имеем право, потому что имеем. Такие же призывы звучали все настойчивее в мечетях, где собирались его единомышленники. Все это делалось с молчаливого согласия местных властей. При полной их инертности и нежелании или страхе довести до сведения временного правительства реальные данные о взрывоопасной ситуации. Никаких попыток встречаться и вести разъяснительную работу не было. Все справки и молнии, которые направлялись руководством милиции в областную администрацию, пропадали в ее недрах. Даже без отписок.

10 июня 2010 года в 22.00 в зале игровых автоматов "24 часа", недалеко от гостиницы "Алай", это центр Оша, пару парней - кыргыз и узбек - повздорили. Рядовая бытовая ссора. Не более. Но через полчаса у зала было уже около полутысячи тех, кто пришел поддержать второго. Слово за слово. За грудки. И пошли громить "24 часа", потом все на своем пути. Филармонию, театр драмы, общежитие Ошского государственного университета... К утру 11 июня часть Оша просто исчезла. Дальше вы уже знаете, что произошло. Все СМИ мира об этом говорят. Да, говорят однобоко. Заявляют об этнических чистках. О геноциде даже.

Не время для политики

Мы в который раз проиграли информационную войну. Искать виноватых? Да их все знают. Сейчас сводить выяснение всех причин произошедшего, опираясь на однобокую подачу данных, пусть очевидцев, пусть участников трагедии, родственников жертв и без вести пропавших, будет роковой ошибкой.

Какой выход? Я не знаю. Я - офицер. У меня есть конкретный приказ. Я его выполняю. Но как гражданин осознаю, власти должны что-то предпринимать - действенное и реальное, и главное - не допустить продолжения разделения по межнациональному признаку.

Заявления, что с каждым днем ситуация стабилизируется, - это, мягко говоря, неправда. Нариман, Он адыр, Калинина, Шейит Тобо, Фуркат - по-прежнему тлеющие очаги. Они могут вспыхнуть вновь, но гораздо интенсивнее...

Какой референдум 27 июня?! О чем думают в Бишкеке?! Да, нужно как можно скорее легитимизировать временное правительство, да, другого выхода, кроме всенародного голосования, пришедшие к власти 7 апреля себе не оставили, но... Даже не знаю. Этот правовой тупик, куда они себя загнали сами, вновь может сдетонировать. Потому что здесь люди недоумевают: какой референдум, у нас тысячи погибших? И, скорее всего, это правда - счет идет на сотни погибших с двух сторон конфликта. Сколько их еще будет? Учитывая, что в забаррикадированных районах остаются десятки раненых и тех, кому требуется экстренная медицинская помощь. Временное правительство должно четко осознавать, что среди десятков или даже сотен тысяч жителей Ошской области, остающихся и ее покинувших, оплакивающих страшную беду и гибель родных, появились те, кто умело использует их горе. Призывает к "справедливости", именуемой местью. А местные власти не только не озаботились широкомасштабной толерантной кампанией с участием авторитетных и уважаемых среди общин людей, они продолжают слать "положительные" отчеты в Бишкек.


Выдуманная правда?

Мы стоим на краю пропасти, называемой потерей государственности. Армия, милиция, спецназ работают на пределе возможностей. Пусть мы будем стократно патриотами и готовыми погибнуть за Родину и дружбу двух братских народов, но, честное слово, обидно будет умирать из-за бестолковости и черствости властей.

Партизанская война набирает тихие, подпольные обороты. Похитили хирурга. Дай Бог благоразумия жителям той махалли, для которых это сделали. Пусть помогает там, раз ее жители не доверяют медикам из больниц и приехавшим из Бишкека докторам.

Похитили двух сотрудников автоинспекции. Думать страшно, что с ними. Их же выкрали не для продления действия техпаспорта.

На руках у людей масса оружия. Изымаем единицы, сдают добровольно и того меньше. Пошли родственники тех, кто так и не вернулся домой в течение последней недели. И уже, скорее всего, не вернется.

Наемники - это блеф. Наркобароны - это блеф. Криминал - это блеф. Не знаю, кто его придумал и для чего. Оправдать кровавую бойню? Наемникам здесь нет работы. Наркобаронам и криминалу мутить воду? В спокойном и уютном Оше им было и так вольготно. Им меньше всего нужна была эта война. Они ушли на дно теперь. Снайперы? Да, такие есть. Поверьте мне. Не могу раскрывать оперативных и следственных тайн. Но снайперы были и пока остаются в избытке.

Захоронения внутри махаллей и районов компактного проживания узбеков и кыргызов - это тоже правда. Сколько там погребенных? Я вам честно скажу - никто никогда не узнает этого. Там в большинстве - пепелища. Не буду называть район, где мы провели зачистку, затем следственные мероприятия. Эксперты обнаружили фрагменты даже не тел, а кисти руки, например, голени, в общем, человеческих останков - маленькие крупицы - доказательства убийств. Это все в основе расследования возбужденных уголовных дел. Сколько еще будет этих уголовных дел?

Где тонкая ниточка надежды?

Мы тоже ежедневно и еженощно среди людей. И тех, и других. Люди не могут жить, пребывая в страхе, кипя от мести и жажды расправы, день за днем. Разум берет верх. Тонкие ниточки надежды рвутся, если они, понимая сердцем, идут друг к другу в горькие объятия объединившего их горя. Но включат вечером телевизор, откроют Интернет, наслушаются умника из чиновничьего кабинета, и все. И ушли вниз в пике эмоций.

Ну есть же во временном правительстве те, кто держится за него не ради власти. Есть же патриоты, не мечтающие о кресле. Есть же политики, готовые отказаться от предвыборной истерии хотя бы сейчас, когда до выборов еще далеко. Их не может не быть в нашей стране, которой восхищаются сотни иностранных журналистов, заполонивших Ош. Они искренне ужасаются: как это могло произойти?!

Кто и что может им сказать в ответ? Мы даже гуманитарку не можем раздать по уму и справедливости. Неужели власть настолько деградирована и безответственна, что не видит и не слышит происходящего? Здесь в Оше столько правозащитников, они пытаются отрезвить не только жителей города, подвергая себя опасности, я не преувеличиваю, но и местных руководителей. Тщетно.

Может, потому что не спал четвертые сутки, может, потому что не могу пережить гибель наших семерых сотрудников милиции, может, от увиденной страшной по своей жестокости и бессмысленности картины в местах зачистки, а, скорее всего, от всего этого вместе взятого, я ощущаю себя на грани отчаяния. Я, офицер, прослуживший 16 лет в милиции, впервые в эти дни заплакал. Не стыжусь в этом признаться. Но я офицер. Писать рапорт, сбегать или уходить в отставку не намерен. Если мне суждено погибнуть, значит, суждено.
Источник - 24.kg
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru