Империя? - Путь в никуда!

На модерации Отложенный

Давайте, прежде чем поднимать знамя империи попытаемся определить понятия. Что такое империя? Империя это не просто нечто очень большое, это четко определенный ЦЕНТР и не менее четко определенные ОКРАИНЫ. Сюзерен и вассалы. Центр (Метрополия) осуществляет экспансию на окраины. Возможно, эти окраины недавно были национальными государствами, которые завоевали представители Метрополии. Зачем? По разным причинам – «жизненное пространство», полезные ископаемые, коммерческие интересы бизнеса Метрополии – много всего. Но в первую очередь по причинам мировоззренческим, так скажем. История Великих империй, начиная с Александра Македонского предполагает сильный волевой императив личности – Наполеона, Фридриха Великого, Императора Хирохито – не важно – владеть ВСЕМ, или, по крайней мере, БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ видимого мира. Бог един – владеет ВСЕМ, наместник его Император владеет ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ. Мы – славим Императора, ибо он велик! Империя алогична. Быть империей, даже не просто «ПРЕСТИЖНО», необходимость империи объясняется чеканной формулировкой не требующей доказательств «Так повелел Господь». Не потому ли современные сторонники империй апеллируют, прежде всего к МЕТАфизическим понятиям. «Божья воля», «Историческое предназначение», «Народ-богоносец» (ср. «крестоносец» - ведь несущий «крест» - несущий Бога не так ли?) и пр.

Экономика, национальное развитие, наука, культура – все вторично, как и ЦЕНА, которую нация платит за странный «престиж» быть «Имперской». Главное – воля Императора. Как правило, после кончины императора/династии империя рушилась. Не всегда. Но теряла значительную часть своего «драйва» уж точно. Империя это поле воинской чести, поскольку создается она преимущественно силой меча, империя – это государство дворян-феодалов, откуда и модель отношений вассал-сюзерен.

Империи возникали с глубокой древности до эпохи Великих Географических открытий, а дальше – как-то не очень… Великая французская буржуазная революция, пожалуй, тот временной рубеж, после которого империй (как успешного проекта) не рождалось. Какие империи были созданы за последние 200 лет? Именно созданы, с нуля, не реставрированы, не восстановлены кровью миллионов, а появились заново, доказав, что империей быть «выгодно». Вы скажете – США? О США стоит поговорить отдельно, но пока про себя отметим этот пример как единственный и не вполне отвечающий определению.

Бабы нарожают!

Петр Алексеевич Романов, закрепившийся в народном сознании как «Великий», сумел задать России-матушке определенный вектор развития, который, по сути, не выходил за рамки известного в более поздней редакции тезиса о «жизненном пространстве». Хотя определенный, как бы мы сейчас сказали «геополитический вектор» сложился и до него. Все так, до тех пор, пока в русской семье было 10-15 детей, а в семье «кыргыз-кайсаков» и иных «принимающих» народов 3-4. Эта экспансия была абсолютно оправданной и понятной. Осваивать новые земли, посевные площади, зона рискованного земледелия всех не прокормит. Даешь - чернозем! Даешь – Юг! Даешь – Кавказ! Эта тенденция сохранялась вплоть до 1905 года, (воистину судьбоносный год для России –год когда Империя дала первые трещины) пока страна вела локальные войны (малой кровью мы не умеем, но хотя бы на чужой территории). Кстати, именно потому и не умеем, что о сохранении жизни одного отдельно взятого солдата никто никогда не беспокоился (пожалуй, может быть, кроме А.В. Суворова но это исключение). Россия – страна неисчерпаемых ресурсов, в том числе и людского. Русских всегда было больше, чем любых других коренных народностей и любых «соседей». Причем больше во многие разы. Тогда и создалась наша «военная доктрина», укладывающаяся в 2 слова «бабы нарожают!». 21 тысяча из 27 потерь союзников при Аустерлице – русские. (при Бородине потери – 50 тысяч). А ведь это еще НЕ НАША война. – ерунда! Бабы нарожают! 50 тысяч при осаде Плевны – ерунда! Бабы нарожают! Потери в 1-й мировой войне – более 2-х миллионов убитыми – Бабы нарожа…. А вот тут уже переход количества в качество… СТОЛЬКО нарожать уже не так просто, тем более голод, война, разруха, а для того, чтобы «нарожать» нужно хотя бы какое-никакое исправное хозяйство, чтоб было чем кормить. Но слишком долго существовала эта имперская доктрина, слишком долго все шло по накатанной.

К началу XX века уже некоторые умы начали задумываться, а не слишком ли далеко мы шагнули? Что ЭКСтенсивное приращение территории себя изжило. Как обеспечить гарнизон Порт-Артура? Как содержать КВЖД? Война с Японией (1905г.) классическая имперская колониальная война. Разница в том, что у японцев все цели под носом, а нам гнать эскадру Рожественского через 3 океана.

Прошу понять меня правильно. Я не пытаюсь ставить вопрос «нужно ли было защищать Порт-Артур?» - это наша история, такая, какая есть. В ней немало примеров истинного героизма в назидание потомкам, а каждый солдат, павший на поле боя попадает в рай. Я хочу поставить вопрос иначе – «Нужно ли нам сейчас биться за аналогичные цели, когда мы без всякой войны теряем по 1 миллиону в год?». Гнать в атаку на пулеметы измотанную роту, имеющую чуть меньше трети личного состава, требуя «порыва» может либо идиот, либо предатель. Нужен маневр, а не «порыв»!

Вспомним, что французская демографическая трагедия, навсегда низвергшая Францию в статус региональных держав, произошла именно благодаря уничтожению значительной части этнических французов в Наполеоновских имперских войнах. Что дали Жаку и Жанне походы их Императора в Египет и Россию? Брэнд Наполеона? «Трофеи» гробниц? Что еще? Это стоило того, чтобы Франция навсегда рассталась со статусом Великой державы, как в свое время рассталась Швеция? Гордые галлы никак не хотят соглашаться с этим до сих пор, но это выглядит порой очень комично.

Слон в сапогах

Еще раз подчеркнем, что империя тогда империя, когда это союз НЕ равных. Союз РАВНЫХ называется иначе – не «Империя», а «Федерация» (или «Конфедерация»). Имперское население называется ПОДДАННЫМИ, население национального государства «граждане». Естественно, при определенных условиях союз слона и мышонка выглядит весьма привлекательным для мышонка. «МЫ ЗАТОПЧЕМ ВСЕХ!» кричит мышонок, забравшись на голову слону. Это имперское «МЫ», включаемое в различные удобные моменты столь сладко, особенно для маленького, претендующего на раздел пирога «по-братски» (это же МЫ затоптали! Это же МЫ победили!) что с лихвой перекрывает неприятное послевкусие, связанное с обслуживанием сюзерена. «Главное, чтобы затоптал!» бормочет мышонок, раскладывая щетки и ваксу для чистки сапог защитника. Особенно приятно, когда защитник непритязателен, сам сапоги себе почистит, да еще и мышонка кашкой угостит из полевой кухни. Но иногда желание мышонка стать большим столь алогично и навязчиво, и застрельщиком тут зачастую выступает мелкопоместная военная «элита» (хранительница средневековых традиций), что он готов и минимальным комфортом пренебречь. Судьба Польши в XX веке более чем показательна. Польский мышонок сначала сам решил стать слоном, а потом, когда не очень-то получилось, начал искать, кому из двух слонов выгоднее чистить ботинки русскому или немецкому? Чистил в результате и тем и этим и пока остановился на американском. Обратите внимание, где больше всего поборников европейской интеграции? Может в Германии? Во Франции? В Италии? – Ничего подобного. Там идет очень широкая дискуссия на тему: «выгодна ли нам такая Европа»? И только в Латвии, Румынии, Молдавии, Польше мечтают о приходе нового немецкого слона. И завлекают его новыми сортами ваксы в ассортименте.

Большая империя/малая империя

Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин очень любили рассуждать о грабительском характере «империализма», однако следует сделать одну важную ремарку. Для того, чтобы ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ колонии в них нужно очень серьезно вложиться. Это выгодный, но очень рискованный инвестиционный проект. Для того, чтобы «грабить недра» нужно создать сеть дорог (автомобильных и железных), портов, складов, и пр. Вкладываваться в них нужно ЩАС, а прибыль будет когда-то в отдаленном будущем. Освоение новых территорий предполагает серьезные инвестиции в инфраструктуру, которые ложатся тяжким бременем на плечи налогоплательщиков. Итальянцы практически с нуля за свой счет создали транспортную сеть Ливии, англичане – Индии, русские – республик Средней Азии. Потом начались «освободительные войны против колониалистов». В результате «независимые страны» получили стартовый капитал, о котором им мечтать-то не приходило в голову. Что взамен? Гнилые мандарины, потому что на таких территориях они скорее сгниют, чем доедут до потребителя. Да и как-то неадекватно… Мы – станки, лес, трактора, электроэнергию – нам огурцы Globus. (Это я уже про СЭВ – большую Империю). Да этими огурцами, практически дотируя экономики бывших соцстран, мы на протяжении многих лет (и Горбачев тут не причем!) уничтожали собственное сельское хозяйство, которому не хватало тракторов, леса и т.п. Сегодня, говорят, кубинская медицина самая передовая в мире. А где готовили этих самых передовых в мире специалистов? И сколько нормальных ребят и девчонок были вынуждены навсегда забыть о профессии врача, не пройдя по искусственно взвинченному конкурсу для «местных»? Не из-за этого ли в Рязани, Калуге, Кургане не хватает квалифицированных медицинских кадров? И как бы до небес взлетела бы наша медицина, направь мы в свое время те ресурсы, которые направляли на нужды Эфиопии, Анголы, той же Кубы на внутренний, так сказать, рынок? Скажете, это были инвестиции в будущее? В дружбу народов? Ну, вот вам, будущее наступило. Эти народы теперь нам плюют в спину и называют оккупантами. А инвестиции? А инвестиции в колониях – вообще штука очень волатильная. Может дать 1000%. А может не дать ничего. Нам не дало ничего.

Что имперская идея дает мышонку – понятно. Я даже поверю в то, что часть этих мышат искренне верит в величие имперского дела и готова пожертвовать ради нее всем самым дорогим.

Но много ли в этом геройства? Почему бы не пожертвовать всем самым дорогим, будучи никем, за право быть хоть КЕМ-ТО. Каков реальный международный авторитет Абхазии в мире? (Это дискуссионный вопрос). И что слону от такого «союзника»? (Это уже другой вопрос). В 90-е годы мне как-то довелось общаться с казашками, впервые побывавшими за границей, и, будучи полные впечатлений они сожалели лишь об одном – их там называли «русскими» - Ну какие же мы «русские»? – недоумевали они. - Что, нас нельзя принять за японок что ли?!!! – (чисто бытовая иллюстрация). Слово «Казахстан» тогда было пустым звуком для среднего европейца. Это сейчас эту страну в мире узнают по бренду Бората Сагдиева и его замечательной сестрички…

Сталин – наше все…

Поиграем в игру. Россия решила захватить Европу. Танков – море, оружейного плутония – тоже. Осталось лишь немного – разработать план. Как бы его назвать так, чтобы было коротко, страшно, звучно и всем понятно на подсознательном уровне? «Сталин»! Нет? Еще варианты?

Для семинариста Джугашвили, уроженца национальной окраины идея великой России, как России имперской, была столь очевидна и непреложна, что не требовала никаких доказательств. Солнце восходит на Востоке, Волга впадает в Каспийское море, Россия - Великая Империя. Очень понятна его органическая ненависть к любым сепаратистам. (Вот и ответ ЗА ЧТО в Катыни были расстреляны тысячи польских офицеров! Уничтожалась «электоральная база» польской имперской идеи «от можа до можа»). С его точки зрения это действительно враги и действительно НАРОДА. Польского в первую очередь. Они ослабляют союз мыши со слоном. (А он слона в отдельности от мыши-то и не воспринимал). И когда он начал строить великую державу он начал ее строить именно как империю и, кстати, достиг в этом деле весьма впечатляющих результатов. За уникально короткий исторический срок он практически вернул страну в границы 1914 года, и вышел на рубежи 1905 на востоке. И все было бы ничего, если бы его интересы тут не пересеклись с интересами одного известного художника, (тоже уроженца, в общем, «национальной окраины», и тоже «не немца», строго говоря) который умудрился угробить национальное государство, взяв за основу имперские амбиции Фридриха Барбароссы. Каковы были экономические предпосылки для нападения на СССР? Нефть? Хлеб? – За всю войну они так и не достигли объема довоенных поставок. Но очень хотелось ПРЕСТИЖУ Барбароссы. Империя иррациональна.

Но нельзя применять парадигму XII века к веку XX. Европа перестала быть Европой Империй. Век XX – век крушения империй. В ЭТОМ был исторический урок Наполеона, который фюрер (и не только фюрер) не усвоил. Но удержались ли империи победителей? – Тоже, увы, нет! Ладно – нас «предал Горбачев», а кто предал старушку Британию? Черчилль? – тоже агент английской развед… ну хорошо, не английской, конечно, пусть будет Моссад… А ведь вторая половина XX века – время настоящего триумфа англосаксов. И время крушения Британской Империи. Парадокс?

Сталин, как и Наполеон, бесспорно, великая историческая личность. Ключевое слово здесь ИСТОРИЧЕСКАЯ. Он свое дело сделал. Брать его как знамя – то же самое, что попытаться воплотить политическое завещание Александра Невского или Иоанна Грозного (если таковые и были). Сталин умер. Попытки размахивать его знаменем – провокационны. Это знамя Империи. Это знамя ПРОШЛОГО века. И ИНОЙ геополитической и исторической парадигмы. Вероятно, был свой великий исторический смысл, в том, что он умер в самом начале новой (ядерной) эпохи, будучи до мозга костей человеком эпохи старой. Это был человек войны, причем войны старого типа, войны, когда «если враг не сдается – его уничтожают», войны, где говорят пушки, а не СМИ, где грохочут бронепоезда, а не телетайпы, где танковые клинья идут на прорыв, а на броне мелькают надписи «За Родину!», «За Сталина!». Сейчас врага принято не УНИЧТОЖАТЬ, а УПРАВЛЯТЬ им. Империя – отличный способ заставить русских опять ОБУСТРАВИВАТЬ ВСЁ ЧТО УГОДНО, кроме, собственно России

Проанализируем различные «экономические чудеса» XX века.

Японское чудо.

Победившие американцы панически боялись возрождения имперских амбиций у Японии и, казалось, сделали все, чтобы Япония не была империей. Они приложили просто титанические усилия для того, чтобы эта страна развивалась, как им казалось, по тупиковому пути. Изоляционистская этническая политика, (в противовес собственной – иммигрантской) ориентация на собственные силы и традиции и т.д. и т.п. Что получилось? Япония насильно загнанная в рамки национального государства стала мощнейшим центром экономического влияния, фактически вернув себе (бескровно!) все рынки, ресурсы и территории, захваченные в мировой войне. Более того, японские товары, обретшие наконец-то конкурентоспособность (а во времена Империи Япония хорошо делала только пушки и авианосцы – ничего не напоминает?) захватили новые рынки, (американский, например) создали новые возможности для национального капитала. И… рядового японца. Посмотрите, как относятся к японскому туристу, ну, скажем на Филиппинах.

Немецкое чудо.

Немцы очень болезненно переживали превращение III империи в национальное бундес-государство, но отпереживав и отрыдав по кухням взялись за гаечные ключи и лопаты и построили типичное национальное государство (со всеми перекосами и оговорками, но это все-таки национальное государство). Именно мощь этого государства (экономическая в первую очередь) позволила осуществить поглощение ГДР. Тоже, бескровное, замечу (!) и «предательтво» Горбачева тут вовсе не причем. Из ГДР бежали еще задолго до «Горби», и бежали массово. Обратно – не особо. Если бы Гитлер мог видеть, как в Польше цветами встречают фуры с немецкими товарами внуки тех, кто 70 лет назад стоял насмерть на пути немецкой имперской экспансии… А если бы ЭТО могли видеть те, кто голыми руками пытались остановить немецкие танки под Варшавой…

Те, кто бывал в Праге, знают, что для того, чтобы тебя по высшему разряду обслужили в пивной нужно говорить по-немецки. Список можно продолжить. Вот греческие острова на кону сейчас

Русское чудо-юдо.

С 1991 года Россия, как известно, стала «независимой», т.е. де-юре лишилась колоний, называемых «национальными республиками». Дискуссия о том хорошо это было или плохо не утихает до сих пор. Однако те, кто не дискутирует, а работает лопатой и гаечным ключом замечают некоторые неуловимые перемены. Маленький штрих – когда-то (до 1917 года) Россия была европейской житницей. Империя СССР была одним из крупнейших импортеров зерна. Однако, уже в первые годы существования России – РФ оказалось, что страна вполне способна вновь из Импортера стать ЭКСпортером. Постройка в Новороссийске зернового порта – знаковое событие. Я далек от того, чтобы идеализировать современную РФ но невооруженным глазом виден разрыв в уровне жизни Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени и Бишкека, Тбилиси, Душанбе а про Ош и разговора нет… То, что в национальном государстве власть захватили жулики и уроды – проблема не национального государства, а жуликов и уродов, которые паразитируют на эффективной экономической модели. Эти уроды ровно с тем же успехом будут паразитировать и на модели имперской – уж чего–чего, а казнокрадов и мошенников всех мастей во всех империях всегда хватало. И им «имперское» даже понятнее и ближе. Не потому ли современная РФ все более и более дрейфует в сторону феодальной парадигмы XII века. Удержать территории! Любой ценой! ЕДИНАЯ РОССИЯ!!! Любой ценой. БАБЫ НАРОЖАЮТ!!! Плевать, что история с Чечней поразительно напоминает «соглашение» с рэкетирами 90-х годов. Плевать, что успешная (пока успешная) аннексия Абхазии и Осетии до запятых повторяет историю с Польшей 39 года! Мы победили, ура! Наш ракетный крейсер потопил грузинский катер! А если бы НЕ ДАЙ БОГ наоборот? На войне-то всякое бывает… Что мы получили? Еще 2 бандитских анклава в юрисдикции нашего МВД? Еще две «черные дыры» в бюджете? Курорт? Военную базу? ЗА ЧТО ВОЕВАЛИ, кроме как за то, чтобы «вставить фитиль америкосам»? Вставили?

Военную базу можно получить и иначе. Ее можно КУПИТЬ. А у нищих ее можно купить за копейки. Сильная национальная экономика – серьезное оружие. Имея собственную национальную экономику мы можем что угодно КУПИТЬ. Причем по тем ценам, которые существуют на рынке – не меньше, НО И НЕ БОЛЬШЕ. Уран и бокситы – стоят столько сколько стоят уран и бокситы – мы не обязаны строить дороги, школы и больницы, а также насыщать их специалистами тем, у кого мы все это ПОКУПАЕМ. В имперском случае – вынуждены – «это же НАШИ ЛЮДИ!». И не надо думать, что имперская администрация эффективнее. Обидели русских туристов – вот на границе рубильник – пока не вернете чемодан - света в стране не будет! (Попробуйте сейчас сказать такое Кадырову!) – А между тем – это куда эффективнее, чем строить под пулями «генерирующие мощности», а потом – под пулями же – их обслуживать. Инженеры нам нужны в Твери и Кургане. Граница между суверенными странами – это все-таки ГРАНИЦА, а не полупроводниковый диод, через который как через врата телепортации сюда поступают тьмы низкоквалифицированных криминальных мигрантов а туда? А ЧТО ТАМ ТАКОЕ, что за этим нужно ехать? Им тут понятно – наши деньги, наши рабочие места, наши карманы в конце концов, а НАМ ТАМ –ЧТО? Ослики? – Своих не перечесть. Солнышко? – Не дороговато ли?

Поборникам «имперской идеи» стоит напомнить простенькую истину, что всякая система сильна настолько насколько сильно самое слабое звено. Стоит ли под стволами БТРов навязывать туземцам европейскую медицину и образование (а при всех оговорках они ПОКА ЕЩЕ европейские), строить дома и дороги, отбрасывая собственную экономику в мрачное средневековье? Толпы мигрантов это не просто криминал, это еще и соответствующие производственные отношения, общественное устройство, быт и проч. проч. проч. И это НАШ с вами быт и НАША жизнь. Вы готовы жить в 12 веке без канализации? – Я –нет.