ИНТЕРВЬЮ С М. ЛЕОНТЬЕВЫМ

На модерации Отложенный На Первом канале выходит новый фильм о кризисе «Большая американская дырка-2». - Михаил, почему выбрали для фильма такое нелестное название? - Речь об огромной дыре. Она большая, она американская и она - дыра. При некоторой фривольной игре слов название медицински точно отражает то, о чем идет речь.

СПОРЫ О ВТОРОЙ ВОЛНЕ - ПРОСТО ПАРАНОЙЯ

- Вторая часть фильма - это про мировой финансовый кризис два года спустя?

- «Дырка-1» была спонтанной реакцией. Нужно было быстро сделать общую объяснялку того, что происходит. Мы ее вставили в нынешний формат, чтобы выстроить логическую цепочку, ведь зритель не обязан помнить, что было сделано вчера. Плюс за это время однозначно выявилось, как будет развиваться антикризисная политика, которая на самом деле никакая не антикризисная. Это попытка любой ценой оттянуть кризис, обмануть, залить деньгами, то есть избежать неизбежной экономической закономерности. Уже понятно, у кого как работает в критических условиях современная финансовая система. Некоторые вещи можно было сформулировать и раньше, но они не были так заметны.

Это в некоторой степени реакция на господствующую сегодня психоделическую оценку экономической ситуации. Я мог бы употребить более крепкое слово... Разговоры о каком-то восстановлении, споры о том, будет или не будет вторая волна, напоминают паранойю. Это к доктору! Я понимаю, что экономические чиновники должны внушать оптимизм и не имеют права пугать рынки. Вот поведение министра финансов Алексея Кудрина, хотя я не являюсь его страстным поклонником, например, адекватно. Его официозно-смягченный скептицизм звучит гораздо адекватнее бравурного повизгивания огромного числа политико-экономических ньюсмейкеров.

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДАРВИНОВСКУЮ?

- Обращаем внимание и вот на что: мы находимся в такой ситуации, когда никто не понимает, что происходит на самом деле. Нет внятной экономической теории, которая бы описывала сегодняшний день. То, что сейчас происходит в экономическом мышлении так называемых гуру, - это чудовищно. Нобелевская премия по экономике превратилась в комедию. Это, знаете, уже Дарвиновская премия!

- А вручение Бараку Обаме Нобелевской премии мира тогда вообще фарс?

- Премия мира всегда была комедией. Ведь «мир» в отличие от экономики - это не научная дисциплина. А то, что считается сейчас экономикой, - это какое-то спекулятивное философствование с очень подозрительными мотивациями. Как можно найти выход из кризиса, если вы отказываетесь признавать, где в него был вход? А выход обычно там, где вход.

- В первой части фильма вы говорили, что у России проблем меньше, а ресурсов больше. А что сейчас?

- Я горжусь тем, что практически ни разу не произнес здесь слово «Россия». Это проект не про Россию, а про глобальную экономику в той конфигурации, в которой она сейчас существует и в которой, если дальше так пойдет, перестанет существовать. И Россия здесь ни при чем. Вся экономическая политика России основана на том, что мы ни при чем. Мы не властны в причинах кризиса, мы не властны в выходе из него. Рассуждения о российской экономике носят прикладной характер - формулировать что-то фундаментальное сейчас просто бессмысленно. При изучении течения огромной реки движение щепки, может, кому-то и интересно, но с точки зрения проблем реки - нет. Щепка может удачно прибиться к берегу, проплыть какое-то расстояние, и у нее может быть разная судьба. Но это щепка.

- Удается Обаме эффективно противостоять кризису? Или так называемый «черный Горбачев» развалит Штаты?

- Ни появление, ни решения, ни даже смерть Обамы, дай бог ему долгих лет жизни, никакого влияния на американскую финансовую политику не оказывают. Обама - это примерно то же, что Россия. Он, конечно, может обезуметь, развязать войну, распустить Соединенные Штаты или отменить доллар. Это вызовет небольшие последствия, но не в рамках экономической политики. С тем же успехом можно спросить, как на кризис влияет ваша теща. Даже глава ФРС США Бен Бернанке, министр финансов США Тимоти Гайтнер, финансовые регуляторы «двадцатки» не могут повлиять.

АНТИКРИЗИСНОЙ АНЕСТЕЗИИ ХВАТИТ НА ГОД

- А как же звучащие то и дело мнения о намерении Штатов развязать войну под кодовым названием «Спасти рядового Доллара»?


- То, что Великая депрессия закончилась Второй мировой войной, - это факт. Это не доказывает, что она возникла из-за кризиса, как и не доказывает обратного. Исключать такие вещи никто не может, и мы говорим, насколько с экономической точки зрения это вероятно. Отмечаем, что кризис вызовет резкое понижение всех социальных стандартов современного западного мира. Понятно, что это социальная катастрофа. Но макроэкономическое равновесие восстановится любой ценой. Как говорит экономист Леонид Вайдман, «человек смертен - экономика вечна». Но она не гарантирует выживания ни конкретных людей, ни конкретных государств.

- Какие теперь прогнозы дают ваши эксперты?

- События развиваются достаточно быстро: если в параметрах одного года инерции накачки, антикризисной анестезии еще хватит, а вот дальше говорить уже ни о чем нельзя. Когда надуваете плохо сшитый пузырь и укрепляете один шов, то резко увеличиваете нагрузку на другой. Меняется лишь место, где лопнет. Залатали ипотечный пузырь - возникли валютные кризисы и долги. Если за долларом стоит мощь США, то за евро - только жесткая финансовая политика Европейского Центробанка. Если мы видим, что она сметена, значит, за ним не стоит уже ничего.

ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ДОЛЛАР, ТЕМ СИЛЬНЕЕ КРИЗИС

- Два года назад вы обещали долларовый кризис. А доллар меж тем все растет и растет...

- Это и есть долларовый кризис, он сублимируется в разные формы. Ничем не сдержанная эмиссия доллара и есть кризис. Экономист Михаил Хазин сформулировал очень точный тезис для нынешней системы: чем сильнее кризис, тем сильнее доллар. Но есть обратный индикатор - чем сильнее доллар, тем сильнее кризис. Так что серьезное увеличение доллара - самое страшное, что может быть. У человека повышение температуры - здоровая иммунная реакция, но при температуре 43 градуса он мертвец. Кризис доказал, что нынешняя система - исключительно долларовая система. Как показала практика, все остальные валюты - проекции доллара. Евро - опосредованная проекция доллара, а рубль - прямая. Курс рубля напрямую зависит от курса доллара и цен на нефть. Это общепризнанная правда, унизительна она или нет - это уже вопрос второй. Если человеку нечем прикрыть срам, это не значит, что его нет.

- Не оказался ли евро дутой валютой?

- Дутый - это Евросоюз как государство. Сравниваю с ситуацией 1998 года, когда Чубайс признался, что они пытались «компенсировать слабую бюджетную политику сильной денежной». Получился коллапс. Ровно то же самое произошло и с евро. Концептуально слабая политическая структура создала очень мощный денежный институт, гораздо более здравый и ответственный, чем Федеральная резервная служба США. Будучи валютой квазигосударств, он был конкурентоспособен, потому что политика Европейского ЦБ была очень качественной. Гораздо более качественной, чем у ФРС. Евро сам по себе был проектом сильнее и мощнее Евросоюза. Но именно поэтому он и рухнул. Нельзя проводить сильную бюджетную политику - они об этом не договаривались. В условиях процветания на это можно не обращать внимания и надувать пузыри. Но диспропорция такую систему рвет.

- При таком раскладе Греции уже не спастись?

- Скажем так, на территории Греции останется биологическая жизнь. Германия создавала Евросоюз для себя и будет держаться за него всеми четырьмя лапами, пока цена вопроса не достигнет критического уровня.

- Что может удержать американскую экономику на плаву? И что ждать нам?

- Что значит на плаву? Удержать от падения не может ничто. С 1929 года экономика Штатов летела в пропасть три года. Но выплыла победителем. Нельзя перебороть болезнь, не победив вирус. Если речь идет о том, чтобы избежать падения, то это исключено. В рамках той политики, что сегодня правит миром, выхода нет. Тут главное - как и с кем искать этот выход.

ДРУЖБА КАРАСЯ И ЩУКИ

- В экономике все мрачно, но, может, в большой политике есть более радужные перспективы? Вот «перезагрузку» американцы проводят так же искренне, как мы? Или лучше подстраховаться? Не получится ли, что в итоге нас разведут, как в свое время Рейган - Горбачева?

  - Какое доверие может быть между карасем и щукой?! Хотя процесс установления доверительных отношений между карасем и щукой интересен.