Разговор у Дома Кино

На модерации Отложенный

28 мая в Доме Кино прощались с Петром Ефимовичем Тодоровским. Замечательный, светлый мастер.

Потом я вышел на улицу, светило солнце. Ко мне подошёл пожилой человек, моего примерно возраста, и сказал:

- Ну что, господин Ясин, разорили страну? Вокруг нищета, закрываются заводы. Все мои дети были вынуждены уехать за границу, на заработки. А Вы сейчас помогаете Путину оправдывать это положение, искать выходы? Не стыдно?

Потом он ещё много говорил, чтобы пробудить мою совесть, но отнюдь не в расчёте услышать оправдания и объяснения. Я что-то попытался отвечать, но потом замолк, поняв, что всё равно не буду услышан.

Честно сказать, я был задет. Мне хотелось возразить. Коротко и внятно не получалось. Не то, чтобы подобные речи я до сих пор не слышал. Каждую неделю в откликах на мои выступления читаю нечто подобное, с выражениями по поводу несостоятельности прошлых преступлений моих и моих коллег и нынешних связей с власть имущими. Но всё же в глаза, в живом общении я подобные обвинения слышал впервые. И я хочу ответить.

Не собираюсь оправдываться.

Я принимал участие в подготовке решений по переходу страны от плановой к рыночной экономике, я затем работал в правительстве реформаторов в 1994-98 годах, почти до их отставки после 17 августа. Я горжусь этими годами, считаю, что мне повезло участвовать в событиях того периода и уверен, что большинство моих сограждан уже сегодня видят необходимость и пользу того поворота, который был осуществлен тогда. А те, кто не видят этого или оказались жертвами перемен, что влияет на их восприятие действительности, что ж, я всё равно не нашёл бы для них нужных слов.

Всё же слова моего ровесника заставили меня ещё раз задуматься. Если хотите, пережить его упрёки. И после всего ещё раз прийти к выводу о жизненной важности и плодотворности рыночных реформ, которые провёл Егор Гайдар. Сегодня мы живём в рыночной экономике, – это не мнение, но факт. И это результат тех реформ. Я напомню цифры, которые я уже приводил: к 2008-му году объём душевого ВВП составил 108% от уровня 1990-го года и более 200% – от уровня 1998-го года. Реальные доходы населения – 132% к уровню 1990-го года. Усилилось неравенство. Да, это, видимо, очередная задача, которую придётся решать. Как обеспечить дальнейший рост экономики, если факторы подъёма в нулевые годы, – это дорожающая нефть и рост мировой экономики, – оказались исчерпаны? Это тоже вопрос, требующий ответа. Но вместе с тем надо быть объективным и признавать, что сегодня российская экономика не находится в кризисе, хотя угрозы наблюдаются со многих сторон.

Есть совсем свежая проблема – политический кризис. Сегодня он не от плохого состояния экономики, а от самой политической сферы. Общество, начиная с декабря 2011-го года, показало, что в нём происходят изменения, во всяком случае во влиятельных кругах, в силу которых стремление к политическим переменам, в пользу демократизации, существенно усилилось. Недовольных стало больше. Власть хочет удержать прежний порядок. Это ещё повышает градус недовольства. Многое и в прошлом кажется хуже, чем на деле. Всё больше перехлёста с обеих сторон. Есть о чём поговорить.


http://www.liberal.ru/articles/cat/6165