Дело ЮКОСа сшили плохо. Но оно все-таки есть

На модерации Отложенный

Герман Греф дал сегодня показания в Хамовническом суде по делу ЮКОСа. Допрашивал бывшего министра около двух часов сам обвиняемый — Михаил Ходорковский.

Сначала речь шла об акциях Восточной нефтяной компании, а потом плавно перетекла на хищение нефти. Фактически Герман Греф подтвердил, что ЮКОС законно покупал нефть у своих «дочек» по ценам ниже европейских. С его точки зрения, иначе и быть не могло, так как это экономически обусловлено.

По мнению же прокуратуры, ЮКОС закупил нефть у дочерних компаний ниже рыночных цен, вследствие чего Ходорковский и Лебедев похитили около 350 миллионов тонн нефти.

Ходорковский спросил: если бы пропало 20% нефти от общероссийской добычи, заметил бы он это? Греф ответил, что такая информация (о пропаже нефти) к нему не поступала.

Греф избегал отвечать на прямые вопросы. Например, было ли что-то в деятельности ЮКОСа, что противоречило бы закону, или же деятельность компании была прозрачной?

Одновременно Греф очень подробно рассказал о существовавшей в стране проблеме формирования трансфертных цен в нефтяной отрасли. В результате трансфертного регулирования ценообразования, по его словам, государство не получало средства в бюджет из-за внутренних и внешних офшоров.

При выходе из суда, отвечая на вопросы журналистов, Греф сказал, что он впервые узнал суть обвинений, предъявленных Ходорковскому, сегодня в суде. Свое отношение к ним он высказать не пожелал, сославшись на то, что ему надо видеть эти обвинения, а не пересказывать их со слов журналистов.

Адвокаты Ходорковского остались довольны показаниями Германа Грефа. Они отметили, что фактически он опроверг версию прокуратуры и подтвердил позицию защиты — такая схема хищения нефти не могла существовать в принципе.

Так что же, говорят ли показания Грефа, что хищения нефти не было? Отнюдь. Любой экономист, финансист или бухгалтер, хоть немного поработавший в бизнесе, на раз поймет, о чем тут идет речь и в чем смысл закупки нефти по заниженной цене. Жалко, что в юридических вузах, где обучаются судьи, не преподают экономических дисциплин. В условиях, когда неуплата налогов становится серьезным преступлением, а их собираемость является условием выживания государства, это было бы более чем оправданно.

Хищения, да еще в таких гигантских размерах, конечно же, не было. Имело место другое – перемещение налогооблагаемой базы от одного юрлица к другому. Смысл? Первое юрлицо («дочка») вряд ли могло ее спрятать и уплатило бы с нее налоги по полной, а вот второе поднаторело в этом и могло провести операцию более грамотно.

Насколько нам известно, у ЮКОСа было множество офшоров. Нетрудно предположить, что происходило с закупленной по дешевке нефтью дальше. Она, скорее всего, передавалась с минимальной наценкой им, те продавали ее уже по реальным ценам на мировом рынке, и основная часть прибыли становилась недосягаемой для наших налоговых властей – увы, у офшоров другая юрисдикция, не наша, и нам они ничего не должны.

Все финансовые премудрости в бизнесе — это, на самом деле, хитрости старого еврея. Ему кажется, что он один такой умный и никто ничего не понимает, в действительности же все всё понимают, но не у всех хватает душевных качеств повторить этот путь. Неудобно становится, что ли.

Вот откуда у Ходорковского его баснословное богатство, вот откуда его места в первых строчках рейтинга «Форбс». Так что хищение на самом деле было, только не прибыли, а налогов – уклонение от них. Надо полагать, с этих 350 миллионов тонн нефти государство мало что получило в казну.

А позиция Грефа на суде кажется, как бы это выразиться, двойственной. Он сетует на трансфертные цены в нефтянке и на то, что государство из-за них теряло налоги – а где он был раньше? Ведь он возглавлял в то время Минэкономразвития, президент Путин к нему благоволил, мог бы подать докладную записку, что так, мол, и так, пора кончать эту бодягу с ценами. Но нет, высшие чиновники много лет давали высшим же олигархам возможность неслыханно обогащаться благодаря таким вот фокусам. И лишь один из них теперь на скамье подсудимых.

Иногда в голову приходит мысль: а что было бы с нами, если бы не нефть и газ? Все государства живут за счет сбора налогов, у нас же дело поставлено так, что на одни налоги государство не выжило бы. Просто потому, что оно не умеет их собирать так, как это делают налоговики в той же Америке или в Европе. Да и большая часть экономики у нас в тени, а деньги там крутятся в виде наличных – пойди получи оттуда хоть что-нибудь. Граждане получают зарплату в конвертах, а власти уповают на нефтяные цены, махнув рукой на собираемость налогов. Это нормально?

Ранее в суде выступил Виктор Геращенко. Ожидается допрос Виктора Христенко, а вот в допросе премьер-министра Владимира Путина суд защите экс-главы ЮКОСа отказал. Что-то нам поведает Христенко завтра?