Зачем мне три «Камаза». Грустная формула автопрома

На модерации Отложенный

Бредовость отдельных задумок можно объяснить не только психологическими проблемами авторов автостратегии-2020, но и тем фактом, что инвестиции в НИОКР будут софинансироваться государством и госбанками.

Беспилотный летающий автотранспорт, робототехнические транспортные платформы, машины, работающие на солнечных батареях, энергии ветра и разности температур… Непосвященный человек подумает, что я цитирую фантастический роман в духе раннего Айзека Азимова. И ошибется, поскольку все это – вполне реальные долгосрочные проекты, упоминаемые в Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года.

Относиться всерьез к таким идеям, уж простите, никак не могу. Такое впечатление, что из фантастической книжки просто вырвали пару листов и подшили к автостратегии-2020. Так и проносится перед глазами беспилотный летающий автомобиль «Жигули», гордость российского автопрома. Представили? Мне вот уже страшно. Хочется посоветовать авторам документа поменьше курить и побольше проводить времени на свежем воздухе.

Правда, бредовость отдельных задумок можно объяснить не только психологическими проблемами авторов документа, но и тем фактом, что инвестиции в НИОКР будут софинансироваться государством и госбанками. По-моему, это говорит о многом. Ну да, в очередной раз пилят бюджет, на этот раз на НИОКР… Весьма похвально. Похоже, все-таки не видать нам беспилотных жигуленков, опасно пролетающих над головами.

Впрочем, и обычные пилотируемые «Жигули» попортили столько крови, что без мата и не скажешь. Русский человек давно знает: когда покупаешь продукцию «АвтоВАЗа», которую почему-то именуют гордым словом «автомобиль», ты приобретаешь на самом деле ведро с гайками, набор «Юный механик», с которым придется повозиться еще года полтора, прежде чем доведешь изделие до ума.

А еще через полгода автомобиль сломается. Недаром еще с советских времен механик дядя Вася для отечественных автолюбителей – существо высшего порядка.

Признаюсь, что в моем бизнесе множество «Жигулей» и «Камазов» в эксплуатации. Это вовсе не потому, что я такой большой патриот, а потому, что в отличие от частников, которые в большинстве своем закономерно предпочитают иностранные машины, предприниматель вынужден покупать «Жигули». Именно вынужден, поскольку этот автомобиль можно довольно дешево отремонтировать.

В свое время государство не пустило на рынок производителей автокомпонентов, зато позволило запустить сборочное производство, в общем-то, нафиг ненужное. Теперь у нас нет дешевых ремонтных станций в регионах, которые могут нормально починить массовые модели иностранных марок, а вместо этого имеются офигительные заградительные пошлины на ввоз автомобилей, пошлины на комплектующие и полное отсутствие дешевого качественного сервиса. Будь моя воля, я бы, конечно, закупил нормальных человеческих вольвешников, и так бы поступили почти все… Семилетняя иномарка на порядок лучше нового «жигуля» или «камаза».

Но реальность совсем иная. Приходится, грубо говоря, закупать три «Камаза»: два катаются, один стоит. Такая вот грустная формула отечественного автопрома.