«Приморские партизаны»: от осуждения до поддержки

Феномен поддержки обывателями «приморских партизан» оказался для власти неприятным сюрпризом. Обыватели не желают любить российскую милицию, переводят выжившим «партизанам» деньги и слагают про них легенды.

Напомним, что на счету приморской группировки, в которую входило шесть человек, двое из которых погибли, числятся три разбойных нападения. Первое произошло 27 мая 2010 года в селе Ракитное. Милиционер поселкового отделения был убит из огнестрельного оружия прямо в своем кабинете. Преступники ограбили отделение, забрали оружие, милицейскую форму и угнали машину.

Второе преступление было совершено спустя два дня в Яковлевском районе края – там по машине ППС была выпущена очередь из автомата, один из сотрудников милиции был ранен. Третье нападение случилось в ночь на 8 июня в районе села Хвалынка Спасского района – была обстреляна машина ДПС ГИБДД.

Милиционеры попытались остановить подозрительный автомобиль, но в ответ из салона раздались выстрелы из трех стволов. Автоинспекторы сумели открыть ответный огонь, выскочили из машины и потому выжили. А бандиты скрылись — позже поднятые по тревоге сотрудники районной милиции обнаружили в лесу брошенный «Москвич», в багажнике которого находилась связанная женщина, владелец машины.

Как только информация о нападениях на милиционеров стала известная СМИ и обывателям, Рунет взорвался радостными комментариями: «Началось!». Речь шла о силовом противостоянии сотрудникам милиции, о котором, как выяснилось, мечтали прочитать в новостях многие россияне. Вот лишь некоторые комментарии из бесед на приморских сайтах vlcrime.net и http://www.kirovsky-dv.ru.

«Я внимательно изучил дело «приморских партизан» и не нашел в их действиях ничего криминального. Им нужно было действовать поумней. Распространить в Интернете обращение к официальному Вашингтону с требованием воспользоваться «Актом о порабощенных народах» и потребовать от России прекращения оккупации (пользователь kim-ir-cen)».

«Вчера в Уссурийске передала Алексею, брату погибшего Александра Сладких, 10 000 тысяч рублей (это из тех 26130, которые мы собрали на стадионе в п. Кировский). Также три тысячи рублей потратила на организацию Андрюшиных похорон, 2000 рублей также передали Александру Ковтуну на передачку (это все деньги, которые мы собирали общими усилиями в п. Кировский). На данный момент у меня в коробке 39 330 рублей – это те деньги, которые мне передавали в течение последних дней просто знакомые, сочувствующие и близкие друзья! (пользователь neshinka).

«Сухорада и Ковтун — убежденные националисты, состоят в дальнереченском отделении известного в крае «Союза националистов славян»...«То, что люди вышли на тропу войны с ментами, говорит о переполненной чаше терпения (пользователь Знаю)».

В поселке Кировский, родном для «партизан», 13 июня прошел сход жителей, на котором было собрано 26 тысяч рублей – для поддержки родных преступников и на оплату адвокатов. Больше того, сайт этого поселка сообщает о набирающей силу поддержке в регионе – на место, где застрелились два члена банды, в приморский Уссурийск, приезжают десятки молодых людей и возлагают там цветы.

Во Владивостоке стены за несколько суток покрылись надписями: «Партизаны, ваш подвиг не забыт!». Все они выполнены по одному шаблону с использованием черной и красной красок. Неизвестные нанесли их в районе цирка (по обеим сторонам дороги), а также фуникулера. Спустя сутки работники ЖКХ тщательно закрасили эти надписи как «экстремистские».

В Рунете высказывания в поддержку «приморских партизан» еще более радикальны и массовы – складывается впечатление, что большая часть россиян мечтает о возможности физической расправы с милиционерами.

Беспокойство власти, связанное с проигранной пропагандисткой войной, приняло конкретные формы: по сообщению источников «Newsweek», плановое субботнее совещание у первого замглавы администрации президента Владислава Суркова было целиком посвящено проблеме «партизан». Их было рекомендовано называть бандитами и убедить СМИ делать это. Но обыватели, в отличие от газет и телевидения, слушаться администрацию не стали, в сети Интернет началась настоящая истерика, причины которой наблюдатели оценивают по-разному.

Так, писатель и социолог Александр Мелихов в интервью «Росбалту» призвал не преувеличивать значение сетевых хулиганов.

«Еще в Советском Союзе среди подростков и маргиналов была распространена криминальная культура, которая прямо предписывала ненавидеть милиционеров, — напомнил социолог. — В России эта криминальная культура никуда не делась, напротив, ее влияние усилилось. Но мне трудно поверить, что не подростки и маргиналы, а простые российские обыватели также восприняли эту криминальную культуру. Все-таки для нормального человека есть разница между отдельными негодяями в форме, совершающими аморальные поступки, и всей функцией милиции, которая защищает общество от криминала. Я не верю, что российские обыватели настолько маргинализировались, что готовы поддерживать криминал, готовы убивать милиционеров».

Другой источник агентства, офицер уголовного розыска ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, попросивший не называть его фамилии, сообщил, что проблема преувеличивается СМИ: «Я не вижу никаких радикальных изменений – двадцать лет назад или сейчас, нормальные люди меня уважают, а преступники ненавидят. Почему меня ненавидят преступники, понятно – я их в тюрьму сажаю. Почему оперативника уголовного розыска уважают нормальные люди, тоже ясно – я их защищаю от разных нелюдей. Сегодня, к примеру, меня борщом накормила мама убийцы. Убийцу я задержал по наводке этой мамы, которая не захотела брать грех на душу и выгораживать подонка. Вообще, люди сейчас даже чаще помогают. Так что я не вижу проблемы, нет в России никакой тотальной ненависти к милиционерам у нормальных людей».

А вот радиожурналист Сергей Доренко заявил «Росбалту», что, напротив, видит в обществе радикальные антимилицейские настроения. «Мне позвонил один из радиослушателей и сказал: «Я думаю, лидер «партизан» десантник Муромцев – это выдумка. Но я так хочу, чтобы это было реальностью!». То есть люди очень ждут такого «антиментовского Илью Муромца», который решит проблемы коррупции и произвола в милиции». Как сообщил ведущий в ответ на провокационный вопрос о том, как бы стали вести себя радиослушатели, если бы к ним домой постучались члены банды «приморских партизан», люди отвечали, что с готовностью приютили бы их, накормили и обеспечили их безопасность. — Такое отношение людей к проблеме означает, что нам надо срочно что-то менять в отношении к милиции, — заключает Сергей Доренко.

Примечательно, что Приморский край, где нападали на милицию «партизаны», известен как регион с сильными криминальными традициями. Так, некоторое время назад СМИ сообщали о том, что даже школьники в Приморском крае вынуждены ежемесячно платить деньги в т.н. криминальный «общак» – деньги собирали «смотрящие» за каждой школой, а если школьник не платил, его избивали.

Обнародование этой информации вызвало реакцию даже в Кремле, а министр МВД поклялся разгромить приморские ОПГ, но с тех пор никаких сообщений об арестах вымогателей или ином решении проблемы в СМИ не поступало. Можно предположить, что дальневосточные школьники по-прежнему продолжают платить криминальным группировкам, а министр МВД не исполнил своего публичного обещания навести порядок.

Также Приморский край прославился громкими коррупционными делами, в результате которых со своих постов были сняты глава ФТС Александр Жерихов и два его заместителя, три генерала ФСБ, два прокурора, пять оперативников МВД и четыре сенатора, в том числе представитель Приморья Игорь Иванов. В сентябре 2006 года тогдашний президент РФ Владимир Путин отправил в отставку начальника управления собственной безопасности ФСБ Александра Купряжкина, начальника службы обеспечения ФСБ Сергея Шишина и бывшего заместителя директора ФСБ Владимира Анисимова.

Впрочем, внимание прокуратуры пугает не всех приморских чиновников. Так, начальник УВД по Приморскому краю Андрей Николаев оказался на третьем месте по уровню дохода среди руководителей ведомства: в 2009 году он заработал 10 млн 295 тыс. рублей. Начальник милиции Приморья живет в доме площадью 500 кв. метров и владеет земельным участком в 20 соток. Получить разъяснения в пресс-службе УВД относительно происхождения доходов Николаева журналистам не удалось.

Таким образом, основания для недоверия к милиции у жителей Приморья хватает, но станет ли это недоверие поводом для массовых и регулярных силовых акций против милиции, как это сейчас происходит в Дагестане и Ингушетии, пока неясно.

Источник: http://www.rosbalt.ru/2010/06/17/746114.html

3
357
3