Почему у нас маленькие пенсии, а будут еще меньше

На модерации Отложенный

Экономическая экспертная группа (ЭЭГ) произвела расчеты относительно перспектив пенсионного обеспечения и представила их правительственной комиссии в докладе «Налогово-бюджетная политика в средне- и долгосрочной перспективе», сообщает «Независимая газета». Из него следует, что в России действует одна из худших пенсионных систем в мире. Несмотря на высокие пенсионные взносы, отношение пенсий к зарплатам – в 1,5–2 раза ниже, чем в сопоставимых развитых и развивающихся странах.

Но сохранить даже нынешний уровень пенсий правительство в будущем просто так не сможет: ему придется в 2–3 раза поднять налоги на зарплату или вдвое увеличить бюджетные отчисления, доведя их до 10-11% ВВП, что практически нереально.

Близкие к власти эксперты настаивают на повышении пенсионного возраста в России до 60–62 лет соответственно у женщин и мужчин. Хотя из международных сопоставлений вытекает, что этот возраст надо снижать, а не повышать, поскольку российские пенсионеры работают на свою пенсию значительно дольше, чем граждане других стран.

Однако, как следует из доклада, даже неизбежная в сложившихся условиях отсрочка выхода на пенсию будет иметь положительный эффект лишь в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – пенсионную систему ожидает кризис. По данным ЭЭГ, Россия как была, так и останется в будущем страной с самым низким средним отношением пенсий к заработной плате. В будущем российских пенсионеров ждет новое обнищание. В ближайшие десятилетия их пенсии могут упасть ниже 20% от средних зарплат, что является абсолютно неприемлемым по всем международным стандартам.

Сегодня в России действует довольно высокая ставка пенсионного взноса (около 16,7% в 2009-м и 22% – в 2011 году) и одновременно – самое низкое соотношение пенсий к зарплате (коэффициент замещения составлял 27,6% в 2009 году и увеличится до 37,8% в 2011 году). В других странах ситуация складывается иначе: не самая высокая ставка пенсионных взносов обеспечивает довольно высокий коэффициент замещения. Так, например, во Франции ставка пенсионного взноса достигает 15%, а коэффициент замещения равен 63%.

Нас усиленно убеждают, что в России низкие пенсии объясняются прежде всего демографическими проблемами, в частности, стремительным старением населения. Однако, согласно отчету ЭЭГ, Россия в этом смысле вообще не выделяется на фоне многих развитых и развивающихся стран. Доля населения в возрасте 65 лет и старше в России составляет 13%, в то время как, например, во Франции она равна 16%. Другими словами, стариков в России – столько же, сколько и везде, но пенсии при этом выплачиваются мизерные и с огромными рисками для бюджета.

И вот здесь мы добрались до самого главного: пенсии маленькие, потому что низка собираемость налогов. Задумываются ли люди, получающие «серую» зарплату в конвертах, откуда эти деньги? Нет? Ну так мы сейчас откроем страшную тайну. Это – неоприходованная выручка торговых организаций, сокрытая благодаря двойной бухгалтерии (грубо говоря, продали 4 штуки чего-либо, а отчитались только за две), а также денежки из обнальных банков, полученные по фальшивым договорам подставными фирмами-однодневками. И оба эти источника незаконны.

Всякий раз, когда вы что-либо покупаете, а вам не пробивают чек, вы имеете дело с сокрытием налогов. Но и пробитый чек может быть «левым». В универсамах просто монтируются две параллельные сети, связывающие кассовые аппараты, со всеми вытекающими последствиями.

Нам неизвестно, как с этим дело обстоит сейчас, а до недавнего времени это была очень востребованная услуга. Но что там могло принципиально измениться?

Естественно, что с «серых» зарплат никакие отчисления в Пенсионный фонд не идут. Они платятся лишь с небольшой «белой» части зарплаты. Следовательно, пенсии выплачиваются из того, что есть, – куцые и убогие. Такие дела. И организуют все эти процессы «эффективные собственники». Эффективность их в наибольшей степени проявилась именно в подобных делах. А у меня на них такая надежда была! Но, видимо, не судьба, придется в свое время уйти на скудную пенсию, гораздо скуднее по покупательной способности, чем та, что была в старые времена.

Руководитель ЭЭГ Евсей Гурвич, комментируя источнику свои выводы, сказал, что главная причина низких пенсий в России – низкий пенсионный возраст, а также большой теневой сектор неплательщиков (в России только 70% от всех занятых в экономике платят пенсионные взносы). И, по словам Гурвича, если отказаться от болезненной, но необходимой структурной реформы пенсионной системы, возможны только три сценария развития событий, причем каждый сценарий одинаково нежелателен и губителен.

Придется либо увеличить в перспективе государственные трансферты до уровня в 10-11% ВВП (что уже станет непосильным для бюджета), либо переложить нагрузку на работающих, заставив их выплачивать 60% своей зарплаты в виде налогов, либо смириться с обрушением пенсий. Именно поэтому, уверен Гурвич, у России есть только один путь – новая реформа пенсионной системы, суть которой – в повышении пенсионного возраста до 62 лет у мужчин и 60 лет у женщин и отмене нагрузки на бюджет, вызванной досрочным выходом граждан на пенсию. Необходимо также повышение минимального стажа.

Нет, есть и четвертый путь, г-н Гурвич, – отменить пенсии вообще. Тогда всем станет легче: бюджету, коррупции, «эффективным собственникам». Кроме, пожалуй, самих пенсионеров. Но кого это волнует? Ведь победить теневую экономику, построенную «эффективными собственниками», вкупе с коррупцией госаппарата все равно не получается. Так что пусть пенсионеры работают, солнце еще высоко.

Если же внимательно проанализировать данные доклада ЭЭГ, становится ясно, что отсрочка выхода россиян на пенсию оздоровит пенсионную систему максимум на 5–7 лет, после чего пенсии не стабилизируются, а снова начнут уменьшаться, и в перспективе упадут ниже 30% от зарплаты

Кроме того, повышение пенсионного возраста выглядит не очень-то справедливо. Из международных сопоставлений ЭЭГ вытекает, что за каждый год трудового стажа россиянин получает меньше 4 месяцев пенсионного обеспечения, тогда как в других странах за год стажа работник имеет почти 5 пенсионных месяцев. Из этого следует, что пенсионный возраст в России надо не повышать, а понижать – по крайней мере, для мужчин.

Некоторые эксперты считают, что более мягким вариантом пенсионной реформы может стать не повышение пенсионного возраста, а частичная отмена досрочного выхода на пенсию. Существует такой резерв, как досрочные пенсии, а также пенсии по выслуге лет, которые многие категории работников получают уже с 45-летнего возраста и даже раньше. Если уж приниматься за экономию, то начинать следовало бы именно с них.

Но все это – мелочи, частности, а основная причина, повторимся, кроется в плохой собираемости налогов, а вовсе не в старении населения и не в досрочных пенсиях.