Кто нарушает закон чаще, – сотрудники МВД или все-таки криминальные элементы?

На модерации Отложенный

Предложение главы СКП Александра Бастрыкина об обязательной дактилоскопии жителей Северо-Кавказского федерального округа, на мой взгляд, не может вызывать ничего, кроме негативных эмоций.

Начнем с того, что столь пристальный контроль со стороны государства за гражданами вызывает психологический дискомфорт, ощущение постоянного надзора и слежки, не говоря уже о том, что  такие меры оскорбляют достоинство честных людей.

Но больше всего возмущает другое. У нас в стране конституционно закреплен принцип презумпции невиновности. Северный Кавказ – вовсе не исключение из правила, каким бы проблемным регион ни считала власть. Сложно предположить, что все 100 процентов жителей – криминальные элементы, опасные для общества. Тем не менее, если воплотить идею Бастрыкина в жизнь, то получится, что подозревать будут всех по умолчанию.

Уже есть сложившаяся система, когда человек, который подозревается в совершении преступления, проходит ряд обязательных регистрационных процедур, таких, как снятие отпечатков пальцев и фотографирование для базы данных. Я ни в коем случае не утверждаю, что данная система работает идеально, но она, по крайней мере, логична и объяснима с точки зрения законодательства. Когда же людей, фактически, заранее относят к категории преступников, занося их персональные биометрические данные в базу, это совсем никуда не годится.

Если дактилоскопия станет обязательной для всех жителей целого федерального образования, будет  создан опаснейший прецедент. Сегодня  криминогенная обстановка на Северном Кавказе диктует прокуратуре дактилоскопию, завтра необходимо будет повышать безопасность граждан в Южном федеральном округе, а так и до введения обязательной дактилоскопии в целом по России совсем не далеко.



Более того, уже  появляются сообщения, что Бастрыкин на самом деле именно это и имел в виду. Все заверения, что подобные меры принимаются исключительно в интересах безопасности самих граждан, вызывают лишь усмешку. Чтобы обеспечить стопроцентную безопасность граждан, всех россиян вообще следовало бы рассадить по одиночным камерам и выводить работать под конвоем, чтобы ничего с ними не случилось. Всё – исключительно ради безопасности.

Что касается предложения  Бастрыкина об усиленных мерах патрулирования, то и здесь видится сплошной негатив. Если судить о ситуации на Северном Кавказе из сообщений СМИ, статей правозащитников и других открытых источников информации, то большой вопрос, кто нарушает закон чаще, – сотрудники МВД или же криминальные элементы. Если мы представим на минуточку, что таких людей в погонах, действия и даже образ мыслей которых противоречат нормам права, станет больше, то ситуация в регионе лишь ухудшится. Причем ухудшится чуть ли не пропорционально увеличению личного состава сотрудников правоохранительных органов. Милиционеры живут на Северном Кавказе по военным принципам и чувствуют себя, как на войне. И уж так повелось, что на войне на захваченной территории солдату позволено все: брать людей в плен, убивать, насиловать, заниматься грабежом…

Я убежден, что ни принудительная дактилоскопия, ни усиленное  патрулирования не помогут повысить безопасность в регионе и решить проблемы с криминальными структурами. Мне кажется, проблему нужно решать не силовыми методами, а исключительно политическими.