Когда Северный Кавказ очистят от террористов?

Федеральная служба безопасности объявила о разработке программы борьбы с преступностью на Северном Кавказе. Об этом заявил глава ФСБ Александр Бортников после посещения Чечни президентом России Дмитрием Медведевым. Эксперты признают, что силовики за последние месяцы добились определенных успехов в ликвидации лидеров вооруженного подполья на Северном Кавказе. Однако властям никак не удается устранить причины нестабильной ситуации в этом южном регионе.

Федеральная власть, выделяя огромные бюджетные средства, уже много лет пытается стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, но вооруженные конфликты не прекращаются. Об очередной программе президента России по борьбе с преступностью в этом южном регионе известно мало: она только разрабатывается по поручению главы государства. Ее отдельные тезисы обнародовал глава ФСБ Александр Бортников. "Продолжая активную и бескомпромиссную борьбу с террористами и бандитами, необходимо вести целенаправленную работу по разложению инфраструктуры терроризма, устранению причин и условий, способствующих радикализации отдельных групп населения, которые обеспечивают террористам пособническую базу", - подчеркнул Бортников, выступая на открытии 25-го заседания Национального антитеррористического комитета.

Эксперты убеждены, что федеральная власть, называя лидеров вооруженного подполья бандитами и террористами, не пытается разобраться, почему местное население нередко оказывает поддержку радикальным силам на Северном Кавказе.

– Следует лишить вот эту публику социальной подпитки, лишить ее поддержки и симпатий, – уверен сотрудник Центра Карнеги Алексей Малашенко. – Нужно создать какой-то овраг между обществом и теми, кого именуют террористами. Как это сделать – пока никто не знает. Практика, которую мы иногда наблюдаем в некоторых республиках Северного Кавказа, – например, сожжение домов, где живут семьи террориста, или вообще гонения на тех, кто им готовит еду и шьет одежду, – это, может быть, и правильно с тактической точки зрения. Но стратегически перед нами – де-факто признание того, что в эту борьбу вовлечена очень значительная часть общества, что у боевиков есть поддержка, и эту поддержку пока что невозможно каким-то образом прекратить извне. Невозможно отрезать тех, кого именуют террористами, от их социальной, семейной, культурной почвы. Если программа Дмитрия Медведева будет работать в этом направлении – а тут ведь нужны не только танки и "калашниковы", но и интеллект, и терпение, и умение вести диалог, – то через некоторое время ситуация действительно сможет улучшиться. А если идти только силовым путем, то рано или поздно мы вновь получим не менее силовую реакцию.

– Зачем, на ваш взгляд, Дмитрий Медведев поехал в Чечню?

– Чтобы поддержать Рамзана Кадырова. Приезд президента России – доказательство того, что федеральная власть любит главу Чечни. Пошли разговоры: мол, не все Рамзаном довольны, – так вот вам, "мы им довольны", – говорит Алексей Малашенко.

Депутат Московской городской думы и президент ассоциации ветеранов группы "Альфа" Сергей Гончаров считает, что Рамзан Кадыров – ключевая фигура на Северном Кавказе и его поддержка федеральным центром оправдана:

– При всех его недостатках – молодости, каком-то определенном самолюбовании – Рамзан Кадыров действительно является лидером на Кавказе.

И если нынешняя власть будет ставить на Кадырова и поможет ему в том, чтобы он по крайней мере из Чечни сделал ту республику, которую он сейчас делает – Чеченскую республику в составе России, то другие республики поймут: только стройкой, вовлечением населения в работу можно перебороть бандитов. Но на сегодняшний момент, надо прямо сказать, без серьезных финансовых вливаний это сделать трудно. А имеющиеся финансовые влива ния, к сожалению, пока уходят в песок, потому что они в основном разворовываются. Все это не дает нам двигаться вперед.

– Некоторые эксперты откровенно признают, что Москва, выделяя колоссальные деньги для стабилизации ситуации на Северном Кавказе, по существу платит дань, тем самым ограждая приграничные территории от набегов и криминала как такового. Вы согласным с этим?

– Такое ощущение присутствует. Но в то же время я еще раз обращу ваше внимание на Чечню, а также на Ингушетию и ее президента Евкурова. Думаю, они прекрасно понимают, что вокруг – сплошное воровство. Но они показывают народу, что они умеют делать за наши российские, федеральные деньги: строить, давать работу, учить детей, развивать социальную сферу. Без этого ни один правитель – какой бы он ни был авторитарный – у власти не удержится: клановость не позволит ему это сделать. Кавказ, при всем нашем российском менталитете, это все-таки особая область нашего влияния. Надо знать менталитет кавказцев, надо стремиться к тому, чтобы их просто понимать.

Эксперт по Северному Кавказу, обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов отмечает, что ликвидация главарей и лидеров вооруженного подполья не привела к стабилизации в регионе:

– Налицо ряд достаточно громких, важных успехов в деятельности спецслужб. Были нейтрализованы несколько важных полевых командиров – они либо ликвидированы, либо, как "Магас", задержаны; такой очереди из крупных фигур подполья давно уже не было. Однако давно уже понятно, что ликвидации отдельных персонажей не очень сильно меняют картину. А в некоторых случаях – когда убили Саида Бурятского, а потом через некоторое время произошли теракты в московском метрополитене – подобные действия и вовсе могут вызвать очень нежелательную обратную реакцию. Кроме того, если посмотреть на статистику, которую приводит в недавно выпущенном докладе "Путин. Итоги. 10 лет" Борис Немцов (а он ссылается на открытые источники и на данные самой ФСБ), то можно увидеть, к примеру, такую цифру: количество терактов в 2009 году – 786. В среднем по два теракта в день. В несколько раз больше, чем в начале правления Владимира Путина или даже в самые тяжелые годы на Северном Кавказе, с 2003-го по 2005-й. Огромный количественный рост. И это, к сожалению, не может свидетельствовать о качественном успехе в борьбе с диверсионным подпольем.

По мнению Ивана Сухова, приход на Северный Кавказ бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина в качестве полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе, к удивлению многих усилил влияние силовиков в регионе. Тогда как многие эксперты ожидали от этого назначения иной политики на юге страны – политики, ориентированной на решение конкретных социальных проблем.

Источник: http://www.svobodanews.ru/content/article/2072491.html

1
179
1