Москва возвращает церкви захваченные большивиками монастыри

На модерации Отложенный

Премьер-министр РФ Владимир Путин распорядился о передаче примерно двадцати монастырей в Москве и Московской области Русской Православной Церкви, возвращая то, что было захвачено во время большевистской революции почти сто лет назад.

Потрясающе укреплённый Новодевичий монастырь, жемчужина русской архитектуры, построенный в 16-ом веке, расположенный в широкой излучине Москвы-реки, примерно в трёх милях от Кремля, сейчас находится в центре напряжённой борьбы. Антиклерикальные сторонники считают, что комплекс зданий, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, должен оставаться государственным музеем, но в Кремле было принято политическое решение о возвращении всего комплекса Русской Православной Церкви.

В январе премьер-министр Владимир Путин распорядился о передаче, которая превратит музей в полноценно функционирующий Новодевичий монастырь, впервые с тех пор, как большевики захватили его почти сто лет назад. Но эта директива также может вынудить музеи вернуть тысячи икон и других предметов культа, первоначально принадлежавшие церкви, чтобы они снова могли использоваться в религиозных церемониях. Новодевичий является последним из примерно двадцати монастырей в Москве и Московской области, которые должны быть возвращены церкви, вместе с сотнями аналогичных зданий по всей стране, в процессе, который защитники церкви в Государственной Думе и националистические политики определяют как «историческую справедливость».

Но критики утверждают, что массовая передача предметов искусства и недвижимого имущества церкви угрожает сохранности драгоценных реликвий, выводит обширную часть российского наследия из публичной сферы, а также связывает Кремль и церковь спорным политическим договором.

«Новодевичий монастырь является выдающимся памятником архитектуры, и сохранить его должны профессионалы, - говорит Алексей Лебедев из Московского института социально-культурных программ, который находится в ведении Министерства культуры. - Процесс «демузеефикации», который происходит в настоящее время, является признаком серьёзной социальной болезни. Церковь не является учреждением, посвящённым сохранению исторического и культурного наследия, у неё другая задача. Она не будет их хранителем, а это потенциальная трагедия».

Глава церкви: «Это священное место»

Церковные лидеры, однако, настаивают на возвращении имущества, необходимого для обслуживания огромной православной общины России, которая связывает исторические здания и иконы с основами своей веры.

«Древний Новодевичий монастырь был духовным центром жизни нашего народа на протяжении столетий, - говорит Сергей Звонарёв, пресс-секретарь патриарха, который является главой Русской Православной Церкви. - Он был создан для этой цели, и это знает каждый россиянин. Это священное место, и с момента его передачи Новодевичий вновь станет местом молитвы, местом, которое можно ассоциировать с Богом».

Никто не знает, какие именно церкви и монастыри были возвращены, поскольку серьёзная «реституция» началась около десяти лет назад. Но директор Государственного исторического музея Александр Шкурко говорит, что около двух третей всех бывших церковных зданий, национализированных коммунистами, уже вернули, и он хотел бы, чтобы новое законодательство, разрабатываемое в Государственной Думе, установило некоторые ограничения на передачу и обязало церковь к сотрудничеству с музейными службами.



«Есть тысячи специалистов, работающих в музеях, которые любят эти места и объекты и обладают необходимой квалификацией, чтобы заботиться о них, - говорит он. - Церковь должна быть заинтересована в сотрудничестве с нами. Но, к сожалению, до сих пор в законодательстве не оговорена роль государственных музеев после того, как эти места были переданы. Не существует какой-либо ясности относительно конечной цели этого процесса».

По оценкам церкви, более 70 процентов россиян являются православными, но критики говорят, что статистика включает всех этнических русских. По опросам фонда «Общественное мнение», проведённым в марте, две трети респондентов действительно идентифицируют себя как «православные».

Нарушение закона об отделении церкви от государства?

Но, когда их спрашивали, соблюдают ли они религиозные обряды и праздники, подавляющее большинство ответили «нет». Например, 80 процентов заявили, что они не посещают церковь регулярно.

«Не совсем ясно, почему Церкви передают все эти структуры, и, во всяком случае, почему самые известные из них, которые уже были полностью восстановлены государством как музеи? - спрашивает Константин Михайлов, координатор независимого общественного движения «Архнадзор». - Почему бы им не взять какие-то из тысяч заброшенных церквей по всей стране и восстановить их для верующих?».

Церковь утверждает, что будет поддерживать сохранность памятников на том же уровне, что и в их бытность государственными музеями. В них будет открытый доступ.

«Новодевичий будет открыт для публики, как и раньше, - говорит г-н Звонарёв. - Есть, конечно, некоторые специальные правила жизни в монастыре, но это не повлияет на посетителей... Советы превратили Новодевичий в музей, но нельзя идти по этому пути. Он должен быть живым».

Некоторые критики утверждают, что Кремль нарушает дух конституции, принятой в России в 1993 году, которая предусматривает разделение церкви и государства. Происходит попытка восстановления Православной Церкви в традиционной роли царской эпохи - в качестве идеологической основы власти. Они говорят, что эта политика, автором которой является Путин, - отход от демократического пути обеспечения общественного согласия. Власти покупают поддержку Церкви.

«Растущая роль религиозных организаций может привести к проблемам, но большая часть нашего общества настаивает на этом», - говорит Сергей Марков, прокремлёвский депутат Государственной Думы, член комитета по делам религий.

«В России нет полностью развитых государственных институтов, которым люди могли бы доверять в полной мере, но они считают, что на церковь можно полагаться, - говорит он. - Путин и Медведев считают, что иногда закон должен быть изменён, чтобы решить проблемы. [Сотрудничество между Кремлём и церковью] является практической необходимостью на данном этапе».