Модернизация по-сердюковски ставит крест на беспилотниках

Минобороны закупает БЛА в Израиле, хотя отечественные не хуже и дешевле

21 июня начались летные испытания беспилотного летательного аппарата (БЛА) комплекса воздушной разведки «Истра-013», который разработан Истринским экспериментальным электромеханическим заводом (ИЭМЗ). Директор ИЭМЗ Юрий Бажанов сообщил журналистам о том, что основное назначение этого типа БЛА - ведение разведки с определением координат целей. В качестве полезной нагрузки на беспилотнике будет установлено оборудование для разведки и наблюдения. «На борту будет производиться видеообработка изображения местности для информации в навигационных целях», - сказал директор.

БЛА «Истра-013» обеспечивает наблюдение за местностью, поиск, обнаружение и распознавание наземных объектов, слежение за стационарными и подвижными целями, выдачу координат целей в реальном масштабе времени, а также составление фотопланов местности. В состав комплекса входят два аппарата, пусковая установка, мобильный наземный пункт управления на автомобильном шасси, средства технического обслуживания.

В состав оборудования могут входить комплекс датчиков на гиростабилизированной платформе (видеокамера высокого разрешения, ИК-камера, фотоаппарат). Взлет аппарата осуществляется с катапульты, посадка - с парашютом или на фюзеляж.

Недавно ИЭМЗ закончил испытания и передал заказчику беспилотный летательный аппарат воздушного наблюдения «Истра-012» с уникальными свойствами. Оптико-электронная аппаратура устанавливлена на гиростабилизированной платформе. В комплексе реализована функция автоматического сопровождения динамических объектов. Кроме того, предусмотрена установка лазерного дальномера.

Удивительно то, что заказчиком БЛА оказалась гражданская коммерческая структура. Наше министерство обороны предпочитает закупать БЛА за рубежом.

Как «СП» уже сообщала, в июне 2009 года миобороны России закупило у Израиля 12 беспилотников на сумму $53 миллиона. В декабре 2009 года стало известно, что Россия начала переговоры с Israel Aerospace Industries о покупке партии беспилотников на сумму уже в $100 миллионов. Таким образом, цифра переваливает за $150 миллионов. Это примерно столько, сколько было выделено министерству обороны РФ на создание собственых беспилотных летательных аппаратов.

В начале апреля 2010 года заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил, что министерство обороны потратило на разработку и испытание беспилотных летательных аппаратов пять миллиардов рублей, не добившись никакого результата. По словам главнокомандующего ВВС России Александра Зелина, российские беспилотники не удовлетворяют требованиям военных ни по одному из параметров. Поэтому, мол, минобороны вынуждено покупать израильские БЛА.

Корреспондент «СП» опросил нескольких экспертов в области вооружений. Все без исключения высказали недоумение новым закупочным проектом минобороны. Дело в том, что у нас свои беспилотники девать, как говорится, некуда. Их выпускают, кроме ИЭМЗ, НИИ «Кулон» (Москва), КБ «Луч» (Рыбинск) (оба вошли в концерн «Вега»), крупнейшая мировая авиакорпорация «Иркут», а также частные предприятия НПКЦ «Новик-XXI век» (Москва) и НПЦ «Эникс» (Казань). Торговая инициатива минобороны подрывает их имидж, конкурентноспособность, экономические возможности. Но главное то, что, по мнению экспертов, израильские беспилотники совершенно не пригодны для России, поскольку предназначены только для аэродромного базирования. То есть они взлетают с оборудованного аэродрома и должны на него же вернуться. Понятно, что Россия не обладает такой густой сетью аэродромов, чтобы эксплуатировать беспилотные летательные аппараты в любом месте своей огромной территории, да ещё с весьма разнообразными, отнюдь не ближневосточными погодными условиями. Зато нам прекрасно подходят российские беспилотники, которые стартуют с незатейливой транспортно-пусковой установки в любом месте, куда их доставят, и возвращаются на землю парашютным способом или посадкой «на брюхо».

Интересно, что некоторые зарубежные страны очень заинтересованы в покупке российских беспилотников именно из-за неприхотливости и дешевизны. Например, этим вопросом вплотную занимается Белоруссия. Её беспилотный летательный аппарат «Истра-010», сделанный на том же ИЭМЗ, прекрасно показал себя осенью прошлого года на российско-белорусских учениях «Запад-2009». Он действовал от белорусской стороны, так как наше минобороны не заказывает такой машины.

Результаты работы БЛА «Истра-010» высоко оценили президенты Медведев и Лукашенко, присутствовавшие на учениях. Ранее наши военные высказывали претензии к отечественным разведывательным БЛА по поводу того, что они не производят привязку к местности - не выдают координаты разведанных целей. Комплексу беспилотной воздушной разведки с БЛА «Истра-010» на учениях были поставлены задачи на разведку штабов и пунктов управления белорусских и российских частей. Эта задача была выполнена быстро, координаты были переданы по всем объектам. Было также дано задание на точность определения координат по привязанной топографическим способом мишени. БЛА разведал и выдал координаты, которые имели очень высокую точность, выше заявленной в характеристиках. В ходе учений было выполнено порядка четырех тысяч фотографий с прекрасным разрешением.

Наши разработчики не стоят на месте. Сегодня на базе БЛА «Истра-012» прорабатывается вариант под аппаратуру для радиоэлектронной борьбы. Базовый вариант БЛА представляет собой моноплан с разнесенным вертикальным оперением и двигателем, вынесенным вперед над фюзеляжем на пилоне.

«Вариант под аппаратуру РЭБ имеет такую же схему, но с однокилевым вертикальным оперением», - рассказывает гендиректор ИЭМЗ Юрий Бажанов.

Более того, в России полным ходом идут работы по созданию системы противодействия БЛА.

Пензенское ОАО «Радиозавод» уже провело ряд экспериментов и испытаний по борьбе с беспилотными летательными аппаратами. «В связи с широким распространением БЛА встала задача борьбы с ними. Поэтому серийный батарейный командный пункт управления ПУ12М7 группировкой боевых машин «Стрела-10», ЗСУ-23, «Тунгуска», «Тор», ПЗРК было решено приспособить для борьбы с БЛА и отработать его в этом новом качестве», - рассказал корреспонденту «СП» начальник научно-исследовательского отдела предприятия Сергей Елизаров.

Подвижный пункт управления ПУ12М7 изначально предназначен для решения задач ПВО, а для борьбы с БЛА его оснастили станциями радиотехнической разведки (РТР), оптико-электронной разведки, а также РЛС. Станция РТР обнаруживает и пеленгует каналы управления и сброса информации БЛА малого класса (по большим и средним БЛА комплекс работает как средство ПВО). РТР пеленгует цель, передает целеуказание по пеленгу на РЛС, потом по этой информации подключается оптикоэлектронная система для получения точных координат БЛА. «Далее в район цели наводится БЛА-перехватчик. Метод его воздействия - подавление каналов управления БЛА и сброса информации», - пояснил Сергей Елизаров.

Добавлю только, что работы по обнаружению малых БЛА проводятся совместно с казанским ЗАО «Эникс».

Конечно, все названные выше российские системы БЛА относятся к малоразмерным типам. А в современном бою нужны также крупные боевые беспилотники. Тут Россия, к сожалению, отстала от развитых стран, хотя всего лишь 25–30 лет назад наша страна прочно занимала роль мирового лидера в создании беспилотных авиационных систем военного назначения. Например, в период с 1972 по 1989 год для собственных Вооруженных сил и на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества советский ВПК одних лишь реактивных разведывательных БПЛА типа Ту-143 «Рейс» выпустил почти тысячу штук. В остальных же странах, даже в таких передовых, как США, работы в области беспилотной авиации в то время находились практически в зачаточном состоянии. Но к началу XXI века ситуация развернулась на 180 градусов: советские беспилотники выработали ресурс, а американцы и израильтяне сделали рывок и используют БЛА на всех уровнях – от стратегического и фактически до индивидуального.

Количество беспилотных комплексов в составе ВВС и армии США увеличилось в 136 раз: с 50 единиц в 2000 году до 6,8 тысячи в 2010 году. Программа разработки беспилотника Predator обошлась американским военным почти в $450 миллионов. Вполне соизмеримо с тем, сколько выбросили сердюковцы на «создание» российского БЛА и закупку израильских аппаратов.

- Пока не наладим собственное производство крупногабаритных БЛА, - считает эксперт информационного центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин, - можно организовать массовое использование БЛА малой размерности, в разработке которых мы находимся на неплохом уровне. А закупки за рубежом только усугубят проблему. Что могут сделать в условиях огромных пространств России пара эскадрилий из восьми–десяти БЛА? Только лишь позволит российским военным «ознакомиться» с этой техникой и ее возможностями. Реально боевой потенциал ВС России столь малое количество беспилотников не повысит, их необходимо иметь намного больше. Скажем, в ВВС США только разведывательных беспилотных летательных аппаратов насчитывается не менее 110 единиц. А еще есть беспилотники стратегического назначения, а также многочисленные тактические БЛА. Совокупная численность «бесчеловечных» солдат приближается уже к нескольким тысячам. Только малых, так сказать, персональных (уровня отделение–взвод) беспилотников в ВС США сегодня более 1000 штук! Даже на весь военный бюджет Россия столько купить не в состоянии. К тому же закупки зарубежной беспилотной авиационной техники и сопутствующих наземных систем поставят жирный крест на будущем российских разработчиков БЛА. Ведь нельзя же рассчитывать на то, что после нескольких лет эксплуатации одних систем минобороны будет тратить такие же, если не большие, средства на полную их замену на аналогичные комплексы российской разработки и производства.

Нужно ориентироваться на своих производителей, загрузить их заказами, новыми проектными заданиями. При этом финансово замкнуть разработки не на «рыночников» минобороны, а на другие ведомства. Например, на коммерческие или государственные гражданские структуры, которые в ряде случаев крайне заинтересованы в БЛА для осуществления постоянного мониторинга удаленных или опасных для человека объектов: ни режимы применения такой техники, ни методы ее использования, ни способы обработки информации в военном ведомстве или в том же «Газпроме» ничем существенно не отличаются. Ведь, скажем, поиск терпящих бедствие людей в интересах МЧС схож с поиском воинских подразделений противника в интересах минобороны. Опыт разработки БЛА «Истра-013» показывает выход из сегодняшней проблемной ситуации с БЛА.

Технические характеристики БЛА «Истра-013»

•дальность в режиме связи с БЛА - 50 км,

•в автономном режиме - 100 км,

•максимальная взлетная масса составляет 15 кг,

•масса полезной нагрузки - 4 кг,

•максимальная скорость полета составляет 150 км/ч, крейсерская скорость - 90-100 км/ч,

•эксплуатационная высота - до 600 м,

•практический потолок - 3000 м,

•длительност нахождения в воздухе - 2,5 часа.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/26686/

0
198
1