Гомосексуализм все-таки излечим?

На модерации Отложенный

В нашу политкорректную эпоху господствующим является представление, будто гомосексуализм есть некая, чуть ли не генетически заданная особенность человека, проявляющаяся в фенотипе, впрочем, достаточно редко. Гомосексуалисты, таким образом - это что-то вроде альбиносов: редкое, но безобидное отклонение от чисто статистической "нормы". Игорь Кон, помнится, в чуть ли не первой из изданных в СССР книг на тему сексуальности утверждал, что гомосексуалистами "рождаются" примерно 1-2% населения.

Альтернативная точка зрения, являющаяся сугубо маргинальной с точки зрения приличий, тоже всем хорошо известна: мол, гомосексуалисты, особенно мужчины (к лесбиянкам отношение более терпимое) - это исчадия ада, выродки, ублюдки, "всех убить", "поразить в правах" и т.д. и т.п. Обычно таких взглядов придерживаются латентные (скрытые) гомосексуалисты - люди, испытывающие невыразимый, ПЕРВИЧНЫЙ ужас от мысли, что гомосексуалист к ним "пристанет" и это ПОНРАВИТСЯ.

То есть существует два прямо противоположных взгляда: согласно первому, официально признанному и поддержанному в большинстве стран не только научно, но и законодательно, гомосексуализм есть некий ВАРИАНТ НОРМЫ. Приверженцы второго подхода, загнанные в андерграунд, воспринимают гомосексуализм чуть ли не как угрозу существованию человечества. Причем про последних можно сказать прямо словами из песни Высоцкого: "На их стороне, хоть и нету законов, поддержка и энтузиазм миллионов".

Тема меня никогда особенно не интересовала, поэтому я всегда охотно соглашался с И.Коном: ну, генетически так генетически.

Однако я мог бы все ж догадаться, что такой подход был мейнстримом далеко не всегда. И действительно: читая полюбившуюся мне книгу выдающегося американского психотерапевта и психолога Артура Янова (напомню - первый вариант появился еще в 70-х годах), я обнаружил там, помимо массы прочих удивительных вещей, и принципиально иной взгляд на природу гомосексуализма.

С точки зрения Янова, гомосексуализм - это всего лишь одна из форм невроза, наподобие переедания, различных фобий, трудоголизма etc. Более того: Янов утверждает (и приводит в том числе примеры), что он при помощи своей первичной терапии со 100%-ной вероятностью "излечивал" самых закоренелых гомосексуалистов - неважно, педерастов или лесбиянок! То есть у них полностью пропадало сексуальное влечение к своему полу и, наоборот, появлялось весьма сильное гетеросексуальное, "обычное" влечение.

Совершенно очаровательно наивное объяснение Янова, почему, собственно, он считает гомосексуальное влечение, в его терминах, "нереальной потребностью": ведь анатомически (!) половые органы мужчин и женщин настолько хорошо подходят друг другу!..



По нынешним временам звучит просто революционно. А ведь прошло каких-то 30 лет! И достаточно очевидно, что, видимо, до 70-х на Западе ни о какой "генетической обусловленности" никто не заикался, и гомосексуалистов действительно пытались "лечить".

В рамках критического разбора предшественников Янов описывает попытки "лечения от гомосексуализма" в рамках т.н. "бихеворальной терапии": пациентов-гомосексуалистов в специальных клиниках (!) оставляли в мягких креслах в полутемном зале и призывали заниматься, извините, "стимулированием своих половых органов", добиваясь эякуляции; а в это время начиналась демонстрация фотографий обнаженных женщин "в соблазнительных позах". Таким образом терапевты-бихевиористы "вырабатывали у пациентов положительную обратную связь при гетеросексуальной визуальной стимуляции". И наоборот: тем же гомосексуалистам на тех же условиях начинали показывать фото обнаженных мужчин - и незадолго до кульминации ощутимо били подведенным в кресла током. Таким образом создавали негативную обратную связь на гомосексуальную стимуляцию...

Звучит как анекдот. Однако этим занимались в серьезных клиниках, занимались абсолютно всерьез! Янов описывает все эти процедуры с сарказмом, не забывая подчеркнуть, что, естественно, все эти опыты никакого устойчивого влияния на ориентацию пациентов-гомосексуалистов не оказывали.

Тем не менее теоретический подход Янова к проблеме, как мне кажется, очень интересен. Как и в случае всех прочих неврозов, он видит причины гомосексуализма в задавленных пациентом в самом раннем детстве "первичных потребностях": в данном случае - в любви со стороны кого-то из родителей. У лесбиянок - со стороны матери, у педерастов - со стороны отца. Соответственно, по Янову, если пациента удается "подвести" к "прочувствованию" и принятию состоявшегося в детстве страшного (и полностью вытесненного) разрыва отношений с отцом/матерью - "нереальная потребность" гомосексуалиста уходит, и он излечивается.

Предвижу радостный вой по данному поводу уже упоминавшейся категории страдальцев: "А-а-а!! Мы же говорили! Они больные!! Всех - урыть! Стереть с лица земли!!" и т.п. Но тем самым они только лишний раз подтвердят свой диагноз.

Ведь нормальный человек, узнав, к примеру, что на свете существуют люди, больные скарлатиной, не впадет в состояние берсерка с красными глазами и капающей слюной, готового зубами рвать несчастных "скарлатинщиков".