В непродовольственной рознице доля привозных товаров достигла 75%

В последнее время Россия старается снизить свою зависимость от иностранных товаров. Определенные успехи уже есть в производстве продовольствия, хотя и оно сохраняет критическую зависимость от импорта. Но в сфере непродовольственных товаров успехов значительно меньше. До 75% товаров во всей непродовольственной рознице — импортного происхождения, подсчитали в Высшей школе экономики (ВШЭ). А в отдельных сегментах непродовольственного рынка доля импорта достигает 90%. Такая доля импорта озачает высокую зависимость от глобальной инфляции.

Средняя доля импорта на российском рынке товаров повседневного спроса в настоящее время составляет около 75%, выяснили ученые из ВШЭ. Из своих расчетов они исключили продовольственные товары, автомобили и топливо. За последние пять лет этот показатель доли импорта практически не изменился. Более того, разрыв логистических и товарных цепочек, вызванных пандемией коронавируса, даже привел к увеличению доли зарубежных товаров в российской непродовольственной рознице. Так, в 2020 году доля выросла до 75,8 с 73,5% в 2019 году.

Наиболее высока зависимость от импорта в сегменте автозапчастей — она составляет 95%. Доля импортных детских игр и игрушек достигает 92%, обуви — 87%. Импортное телекоммуникационное оборудование занимает 86% рынка. И эти показатели почти не менялись. Правда, несколько уменьшилась доля импорта в розничных продажах одежды — с 86,1% в 2017 году до 82% в первом полугодии 2021 года.

В меньшей степени от импорта зависят сегодня продажи спорттоваров (48%), бытовой химии и косметики (57%), а также товаров для дома. «Хотя даже в этих категориях с 2017 года наблюдается незначительный, но стабильный рост доли импорта», — отмечают экономисты.

Существенное сокращение импорта в 2010-е годы наблюдалось лишь в категории крупной бытовой техники (стиральные машины, телевизоры и т.д.) и автомобилей. Так, в 2016 году доля импорта среди компьютеров оценивалась в 100%, телевизоров — 78%, подсчитали в ВШЭ. Тенденцию к уменьшению экономисты объясняют развитием сборочных производств на территории России.

«Подавляющая часть розничной торговли непродовольственными товарами повседневного спроса, за исключением топлива, формируется за счет импортных товаров», — сообщает директор Центра экономической экспертизы ВШЭ Марсель Салихов. По мнению экономиста, большие объемы импортной продукции в рознице обусловлены структурными факторами, ограниченными возможностями внутреннего производства, а также особенностями потребительских предпочтений россиян. В то же время косвенным следствием весомой доли зарубежных товаров в отечественной рознице является и то, что изменение условий импорта товаров (ставки таможенных пошлин, лимиты беспошлинного ввоза и проч.) оказывают сильное влияние на конечные цены и могут стать важным фактором инфляционного давления.

Практически любое внутреннее производство в той или иной степени сегодня зависит от поставок импортных комплектующих, оборудования или сырья. Поэтому под импортным понимается готовый продукт, доступный для конечного использования потребителем, который поступил из-за границы, объясняет Салихов.

По данным Росстата за 2020 год, доля иностранной продукции составляла почти 87% для кожаной обуви, 43,6% — для холодильников и морозильников, 19% — для стиральных машин. Таким образом, оценки Росстата не дают полной картины о доли импорта в непродовольственной рознице, отмечают в ВШЭ.

Действительно, данные Росстата в большей мере сообщают о доле импорта среди продуктов питания и сельхозпродукции. Однако даже среди продовольственных товаров программа импортозамещения показывает противоречивые результаты. К примеру, за эти год снизилась зависимость РФ от импортного мяса. Так, в 2015 году доля импортной говядины на российском рынке составляла 50%, сегодня — 28%. Доля свинины сократилась за тот же период с 12 до 0,3%. При этом доля импортных сыров, несмотря на продовольственное эмбарго, даже увеличилась: с 23% в 2015 году до 34% в 2021-м. Доля импортных животных масел увеличилась с 25 до 32% на сегодняшний день.

Производство основных пищевых продуктов за это время также не показало астрономического роста. К примеру, в 2015 году в РФ произвели 203 тыс. т говядины и столько же по итогам девяти месяцев этого года. Сыров и сырных продуктов в 2015 году было произведено 589 тыс. т, а сегодня — всего 445 тыс. т. Снижение объемов производства наблюдается и по другим товарам.

Можно ли и нужно ли изолировать страну от импорта — большой вопрос. Политика импортозамещения последних лет скорее всего и не предполагала полной автаркии. Так, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко сообщал, что сегодня доля отечественной микроэлектроники на рынке в России составляет не более 10%, а в ряде сегментов еще ниже. При этом в Минпромторге РФ ставят цель по увеличению доли российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении до 50% к 2025 году.

В ведомстве Дениса Мантурова рассказывали, что решать проблему импортозамещения в области отраслевой электроники планируется за счет управления сквозными проектами. Эксперты отмечали, что вполне реально набрать 50% российских комплектующих от совокупного объема транспортных отраслей, но добиться такой доли в автомобильной электронике вряд ли получится.

Высокую долю импорта в рознице на фоне снижения объемов производства ряда товаров сложно назвать победой импортозамещения в России. В непродовольственных товарах доля импорта не снижается, поскольку во время реформ 1990-х годов в стране перестала существовать административная вертикаль, которая позволяла производить необходимую продукцию, говорят эксперты «НГ». «Произошла деградация целых отраслей российской промышленности — от вузов, где готовили специалистов, до лабораторий, где проводились испытания материалов, сырья, где создавались нужные комплектующие и т.д. Содержать все это в условиях сложного переходного периода (когда Россия уходила от советской системы хозяйствования к капиталистической) стало невыгодно. Гораздо проще и дешевле стало закупать необходимое за границей. А создавать свое заново — это очень сложно, затратно и долго», — заявляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Импортозамещение в сельском хозяйстве также было осуществлено лишь частично. «Мы по-прежнему закупаем иностранную технику, комплектующие, зерновые (по кукурузе у нас фонд для посадки на 90% — импортный) и т.д. То есть, чтобы посадить ту же пшеницу или кукурузу, мы сначала закупаем семена на Западе. Чтобы получить свой фонд, создать высокоурожайные, устойчивые к погодным условиям и заболеваниям сорта, нужны усилия целых институтов, нужны испытательные поля, профессиональные агрономы и селекционеры. Проще купить за рубежом. Та же ситуация — с покупкой инкубационных яиц для выращивания кур на мясо (зависимость от импорта — 80%), ветеринарных препаратов, пестицидов и т.п.», — перечисляет эксперт.

Экономика России вписана в мировую экономику, поэтому высокая доля импорта в категории непродовольственных товаров является нормальной, считает исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. «Основным производителем непродовольственных товаров является Азиатский регион, в первую очередь Китай. Дружественная политика по отношению к России не вызывает опасений у правительства по поводу прекращения поставок. Поэтому активных мер по импортозамещению не проводится. Российские условия не позволяют конкурировать с себестоимостью товаров из Азии. Китайские и корейские производители назначают цены на свои товары в 2–3 раза ниже европейских и американских аналогов. Конкурировать как по ценам, так и по качеству российским производителям бытовой техники и других товаров крайне сложно», — рассказывает он.

«Приобретение импортных товаров, которое ранее происходило в зарубежных поездках, сейчас вынужденно проходит либо через розничные, либо через интернет-магазины, что увеличивает статистику по импорту товаров», — считает старший экономист аналитического управления «Открытие Research» Максим Петроневич.

Основная задача импортозамещения — сделать страну менее зависимой от зарубежных товаров и услуг, особенно продуктов питания, а не полностью отказаться от импорта, напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Когда была объявлена программа импортозамещения, государство поставило задачу поддержать сельское хозяйство, и эта отрасль получила субсидии, стимулы и льготы, что способствовало росту объемов как фермерских хозяйств, так и предприятий по переработке продуктов», — указывает он. И если по каким-то причинам импорт запчастей для автомобилей, игр, игрушек и одежды прекратится или снизится, экономика России уже не понесет большого ущерба.

«Не прощенные в пандемию налоги и драконовские проценты по кредитам еще больше снижают конкурентоспособность внутреннего производства. Поэтому и растет доля товаров, которые закупаются в Китае или Турции», — объясняет шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. Эксперт подчеркивает: даже в тех случаях, когда конкретный отечественный товар превосходит по качеству импортный — например, он выполнен из более экологичных материалов, — люди выбирают тот, что дешевле, — хотя бы из соображений чистой экономии. «И тут уже встает во весь рост проблема низких доходов, которая побуждает производителя ориентироваться на низкие цены», — резюмирует аналитик.

Источник: https://www.ng.ru/economics/2021-11-16/1_8302_import.html

8
1047
3