Неизбежность vs. Свободное Сознание как Основа Космополитической Парадигмы

На модерации Отложенный

Сущностной характеристикой любого закона жизни является его Неизбежность. Эта категория лежит в основе прогноза будущего, который, в свою очередь, сталкивается с проблемой бесконечного числа комбинаций неопределенного числа законов. Научный подход выделяет группы явлений и даёт приблизительную картину развития суженных до тенденции ситуаций как в прошлом, так и в предполагаемом будущем. Интуитивный метод говорит о гармонии, как об устремленности к идеальной пропорции базовых стихий в каждый конкретный момент времени. Исходной точкой для любого метода познания является Потенциал Истока, который в современной физике объясняется теорией единого поля, а в метафизике выделяют как осевую область Вечного.

Теперь о глобализации. Что даёт «общее», матричный Потенциал необусловленного развития, он же «космополитическое мировоззрение», «частному» – промежуточным и сомнительным результатам в развитии национальных экономик и глобальной системы производства и распределения ресурсов? НИЧЕГО!

Философия космополитизма выстраивается на утверждении тотальной взаимозависимости всего сущего. Так, экономические, политические и культурные очаги изменений, вносят свой вклад в цивилизационную эволюцию макросистемы. То или иное локальное действие приведет к перестройке агрегатных состояний и потенциалов Целого. Линейность этого процесса не однонаправлена, но имеет картину распределённого потенциала. Причина, таким образом, не локальна, а глобальна, как и следствие, переходящее в следующую причину. Само единство мироздания является отправной точкой, условием локальных перемен, которые, в свою очередь вносят свою динамику в ритмы целостной системы.

Таким образом, легко предположить, что для гармонизации целого, нормативность Системы должна быть применима ко всем фрактально локализованным подсистемам (например, экологическая безопасность, международное право, культурные ценности, права человека и милосердие как императив справедливости, должны быть универсальными стандартами человеческого общежития). Именно в этом плане, космополитическое мышление является методом встраивания Индивидуума в Абсолют, частного эгоцентризма в жизнеспособность планетарного сообщества, отдельных талантов в эволюцию видового разума. В эволюционном смысле, космополитически философский взгляд на себя и мир, как на связанную систему – это качественный скачок, выбор, - и личности на этапе становления и образования, и национальных элит, и международных институтов и движений.

Но космополитизация глобальных процессов – это уже не условия выбора, это диктат неизбежности, требующей вынужденной стрессовой адаптации, которая возможна под идейным руководством космополитического класса, развитого с точки зрения осознанной синхронизации своей мобильной личности с космическими законами в любой точке безграничного времени и пространства и в состоянии рецептивной открытости энергии и информации.

Под жертвами космополитизации я имею ввиду, конечно же, беженцев всякого рода и племени. Национальные государства в силу разных причин перестают выполнять свою сущностную роль поставщика качественных услуг для граждан своей страны. Иногда это происходит из-за слабой экономики и коррупции, иногда из-за того, что требования и ожидания личности в области образования, занятости, здравоохранения, безопасности, культуры и духовного развития гораздо выше среднестатистических возможностей в его стране.

В ближайшем будущем массовые миграции будут связаны с изменениями в климате. Но угроза невольным странникам глобализации исходит не от «ландшафта» в широком смысле непредсказуемых внезапных изменений, а от недостатков аппарата, отвечающего за адаптацию, то есть от мировоззрения, адекватного Истоку и Причине всяческих изменений.

Как ни парадоксально, но прототип космополитического мировоззрения лежит не в философской и не в гуманитарной областях, а в эстетической сфере, в Истине, доказанной Красотой.

Я говорю об архетипе Путешествия, Приключения, о символе, образе полноценного и полномасштабного человеческого опыта. Границы осёдлости, заложенные в мозг в виде программы под названием «выживание», сужают мир до функционала потребления, до окна из офиса. Свободное восприятие текущего момента, как бесценного опыта экзистенции, данного только ЖИВЫМ РАЗУМНЫМ СУЩЕСТВАМ на единственной известной нам планете в бескрайнем космосе – это миг познания вселенной в планетарном масштабе.

Мне это чувство и состояние души было более ощутимо в детстве, когда я смотрел фильмы «Большое космическое путешествие», «Москва – Кассиопея» и «Через тернии – к звёздам», а потом выходил в залитый закатным солнцем двор моего дома, и поднимал голову вверх, в бескрайнюю синеву, одновременно ощущая на коже ласковый летний ветер с нотками ароматов листвы и цветов уходящего дня.  

Это был экстаз слияния моего личного существования с чем-то большим и лучшим. Такой же трансовый эффект ощущает космополит, когда он выходит в аэропорту незнакомой ему страны, а потом, со временем, но не постепенно, а в диком азартном ритме прорастания в другую жизнь, он или она становятся частью новой среды, культуры, истории, вкусовых и смысловых предпочтений, нюансов человеческого общения. Для примера могу сказать, что акварельный фильм «Ешь, молись, люби», и гравюрный роман Ремарка «Триумфальная арка» - это великолепные образцы космополитического жанра в сотворении собственной судьбы.

Является ли космополитизм предательством вербально-ментального коллективизма, культурных «корней» и паспортных воспоминаний детства в угоду гипериндивидуализму, где Ты и Космос не оставляют места для пометок на полях? Безусловно – да! Выбор, альтернатива – это всегда Абсолютно Новое. Это перерождение бабочки в её единственный день. Это полет в бездну, где таится вершина мироздания. Это волшебный сон, гораздо более ценный, чем идентифицированная реальность. Люди, лишенные ТАКОГО выбора, становятся изгнанниками на собственной земле.

Словом, в философском смысле, космополитическое мировоззрение – это психофизическая и интеллектуальная способность ощутить себя частью общечеловеческой судьбы, осознать мир глазами, ушами и разумом ушедших и будущих поколений, слиться с Богом и Природой в одном ритме дыхания, которое не формулирует сверхзадачу частного вдоха иди выдоха в рамках всепроникающей кровеносной системы.