Сговор "Аэрофлота", "Альфы" и Шереметьево?

На модерации Отложенный

Насколько тесно связаны «Аэрофлот» Савельева и «Альфа-банк»? Этот вопрос возникает сразу после прочтения новости о переходе бывшего топ-менеджера авиакомпании Вадима Зингмана, соратника Савельева, в качестве президента «Альфа Групп». Что это - просто найм опытного управленца, или нечто большее? Вадим Яковлевич между прочим - член Центрального штаба Общероссийского Народного Фронта, фигура с политическими связями… Или тут важнее его предыдущее место работы в «Аэрофлоте»?

Как известно, самолеты «Аэрофлота» и его дочерних авиакомпаний «Авроры», «Победы» и «России» застрахованы сразу в двух страховых компаниях - это «СОГАЗ» и как раз «Альфа Страхование». Отметим этот момент. Да и после прекращения сотрудничества с банком «Открытие» в 2018 году именно Альфа-Банк предложил особые условия оформления ко-бренд карт «Аэрофлот - Альфа-Банк».

Нет ничего удивительного в совместной работе крупного авиаперевозчика и крупного банка, но в некоторых моментах их взаимодействие похоже на нечто большее, чем просто обычная деловая активность. История с банкротством «Трансаэро», в свое время являвшегося главным конкурентом Савельевского «Аэрофлота», началась как раз с действий Альфа-банка. Среди кредиторов авиакомпании значились Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-банк, ВТБ, Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, АКБ Международный финансовый клуб, МТС-банк, Россельхозбанк, банк «ФК Открытие». В какой-то момент Международный Финансовый Клуб Михаила Прохорова предложил передать управление авиакомпанией консорциуму банков-кредиторов, что могло помочь отбить финансовые потери… Ольга Плешакова, председатель совета директоров «Трансаэро», говорилапо этому поводу:

«При сохранении компании, в отличие от банкротства, и у Сбербанка, и у других банков-кредиторов, и у работников предприятия есть шанс получить возврат денежных средств и сохранить работу».

Однако «Аэрофлот» был против. И из всего перечня банков именно «Альфа банк» подает уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании авиаперевозчика банкротом, фактически содействовав монополизации гражданской авиации в России. Если держать в уме назначение Дмитрия Сапрыкина (помощника Виталия Савельева) в качестве кризисного управляющего «Трансаэро», становится очевидно, что «Альфа» и «Аэрофлот» разыграли партию с «Трансаэро» сообща.

Идем дальше. Как заявляет руководство банка, постоянные проблемы в авиационной сфере приведут к подорожанию страховки авиационных рисков до конца 2019 года аж на 30%. При этом, судя по косвенным признакам, страховка росла и раньше - в 2016 году «Аэрофлот» застраховал воздушные суда на сумму более 11 миллиардов долларов, в 2017 - более 14 миллиардов, а в 2018 - уже около 16 миллиардов долларов. Получается, что если данные о росте на 30% верны, то парк «Аэрофлота» в 2020 году будет застрахован более чем на 20 миллиардов долларов с соответствующими издержками?

Учтем, насколько близки генеральный директор «Аэрофлота» Савельев и новый президент «Альфа-групп» Зингман (приглашая которого в «Аэрофлот» еще десять лет назад, Савельев говорил о том, что вместе они работают еще с Минэкономразвития). В те годы пришедший на должность генерального директора авиакомпании банкир убрал из числа замов и летного директора, и начальника инспекции по безопасности полетов, и руководителя комплекса по наземному обеспечению авиаперевозок, зато добавил двух замов по коммерческой части, в том числе собственно Зингмана. То есть заменил профессионалов-авиаторов такими же банкирами, как он сам. Стоит ли после этого удивляться «постоянным проблемам в авиационной сфере»?

Все размышления, указанные выше, преследуют своей целью ответ на один вопрос - как реально обстоят дела вокруг страхования рисков «Аэрофлота»?

Постараюсь объяснить, почему это важно. 

 Нельзя забывать, что «Аэрофлот» - государственная компания, а значит эффективность его работы напрямую влияет на получение государством прибыли или, соответственно - убытков. Несмотря на крайние меры господдержки, авиакомпания убыточна, и это давно уже не секрет. При этом некоторые меры, принимаемые руководством авиакомпании, вызывают крайнее удивление. Судите сами - «Аэрофлот» активно переводит обслуживание воздушных судов в структуры, афиллированные компаниям Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, что приводит к постоянным финансовым потерям и резкому снижению качества и безопасности работы. Крупные (о вялотекущих постоянных проблемах даже говорить не хочется) грузовые коллапсы «Москвы Карго» (дочерней компании кипрского оффшора), допущенные в 2015, 2017и 2018 годах, прогремевший на всю страну багажный кризис «Шереметьево Хэндлинг» 2019 года, рост количества поврежденных за последние пару лет в Шереметьево воздушных судов (это огромные издержки - к примеру, после недавнего столкновения воздушных судов крыльями, допущенного по вине компании Ротенберга, один из самолетов пришлось списать), постоянные возвраты ВС в аэропорт по причине технической неисправности - все это заставляет «Аэрофлот» нести издержки не только напрямую, но и косвенно. Ведь каждое поврежденное воздушное судно - это прописанный в договоре «АвиаКАСКО» повод применить специальную формулу для увеличения страхового тарифа (не просто так же он растет сразу на несколько миллиардов долларов (!) за год). 

Эти издержки неэффективной работы команды Виталия Савельева, по всей видимости, никем не возмещаются, оставаясь дополнительным грузом на шее бюджета. Зато у «Альфы», в которой теперь работает ближайший соратник Савельева, есть полностью законный и указанный в договоре повод повышать цены.

Подведем итог. «Аэрофлот» Виталия Савельева отдает крупные объемы работ дочерним подразделениям оффшора «TPS Avia» (Ротенберг, Пономаренко, Скоробогатько). Эти самые подразделения («Москва Карго», «Шереметьево-хэндлинг», «Шереметьево безопасность») с работой справляются из рук вон плохо (экономят на качестве, при этом задирая тарифы и получая гиперприбыль), но продолжают уверенно получать подряды при бездействии государственных контролирующих органов, таких как Федеральная Антимонопольная Служба, Росавиация и Минтранс. И на этом фоне Альфа-банк с чистой совестью получает дополнительные миллиарды долларов на «полностью обоснованном» повышении страховых взносов. Топ-менеджеры периодически курсируют туда-сюда, еще прочнее скрепляя этот прекрасный союз. «Аэрофлот» жалуется на дорогой керосин и получает бюджетную поддержку - в итоге выигрывают все, кроме бюджета Российской Федерации и ее граждан.

А теперь финальный штрих. Еще на заре монополизации аэропорта, в процессе борьбы за передел собственности вокруг Шереметьево, в прессе в числе рейдеров периодически всплывало имя некоего Юрия Ширманкина. По слухам, он оказывал содействие команде топ-менеджеров Ротенберга (Ярышев, Олейник, Ильин) в получении контроля над окружающими аэропорт компаниями (многие владельцы самых разных предприятий намекали на то, что отъем их собственности был не совсем законным).

Так вот, господин Ширманкин - бывший топ-менеджер «Альфы», а точнее - ее инвестподразделения «А1», известный по скандалу с рейдерским захватом сети гипермаркетов «Лента». На профессиональном сленге - «решальщик», по факту - человек, включаемый в состав совета директоров компаний непосредственно перед их поглощением «Альфой».