Сталин- кровавый палач? К вопросу о репрессиях

Что такое репрессия?

Некоторые из тех, с кем я говорил, не видят разницы между «репрессировал» и «расстрелял». Когда они слышат, что Сталин репрессировал миллионы людей, они с ужасом думают, что Сталин их всех убил. Потом сами начинают это транслировать: мне уважаемый человек сказал, что Сталин репрессировал несколько миллионов, и поэтому он убийца. Но, вообще-то, репрессия – это не обязательно убийство.

Согласно словарю репрессия – это карательная мера, наказание, применяемое государственными органами. Силовые ведомства так и называют «репрессивный аппарат». Но ведь органы правопорядка созданы для того, чтобы охранять граждан от криминального элемента. Следовательно, в самом понятии «репрессия» нет ничего плохого или зловещего. Жертва репрессии – не обязательно честный человек. Если органы правопорядка работают качественно, то страдать будут только те, кто нарушает закон.

«Политическая репрессия» – это такая же репрессия, только по политическим мотивам. В СССР к разряду политических относили тех, кто был осужден по 58 статье уголовного кодекса. Что это за статья, и кого по ней осуждали? Текст этой статьи найти нетрудно, если хотите – почитайте текст статьи с комментариями писателя и журналиста Дмитрия Лыскова.

По 58-ой статье осуждали за:
- Измену родине, переход на сторону врага

- Шпионаж, выдача государственной тайны

- Террористические акты или намерения их совершить

- Диверсии

- Вредительство

- Контрреволюционный саботаж

- Участие в антисоветском заговоре (т.е. заговоре с целью свержения власти)

- Повстанчество и политбандитизм

В этом списке есть что-то нелогичное, несправедливое? Может быть, террористов и шпионов не нужно наказывать? Бандеровцы, власовцы, лесные братья, фашистские полицаи – они все шли по 58-ой статье.


Мы видим из списка, что так называемые «политические репрессии» сами по себе не означают чего-то дурного.

Нет, конечно, с точки зрения какого-нибудь либерала или украинского фашиста все, кто боролся с «кровавым режимом» - это герои. Мол, измена родине – такой родине не грех изменить. Терроризм, повстанчество – нет, борьба за свободу. И начинается: «Банедра, Шухевич – герои Украины»...

Но если не впадать в крайности, то единственный вывод, который мы можем сделать: жертва политических репрессий – совсем не обязательно является «невинной жертвой».

Уже только по этой причине понятно, что ставить памятник жертвам политических репрессий - это настоящий идиотизм. Кому вы его ставите? Бандеровцам, власовцам и немецким полицаям, которые составляют изрядную часть этих самых «политических»? Если бы назвали «памятник несправедливо осужденным жертвам репрессий» (в таком контексте даже не важно политическим или уголовным) – это бы еще куда ни шло. Но те, кто эти памятники ставят, стремятся создавать в сознании людей картину государства, которое по политическим соображениям хватало всех без разбора . Это просто часть ведущейся против России информационной войны.

Если вынести за скобки слово «политический», что останется в сухом остатке от претензий к сталинским репрессиям?

- Посадили и расстреляли очень многих.

- Сажали и убивали невиновных.

- В тюрьмах и лагерях были бесчеловечные условия содержания, заключенные были бесправными рабами

- Советские репрессии к своему народу не имеют аналогов по своей жестокости.

Ничего не забыл? Ах, да, вам, конечно, расскажут , что в ужасное сталинское время детей могли отправить в тюрьму и расстрелять, что «десять лет без права переписки» на самом деле означало смертную казнь, что за три колоска могли посадить надолго и многое чего еще до кучи. Эту помойку можно разгребать годами. Но давайте идти от общего к частному.


Посадили и расстреляли очень многих.

Во-первых, давайте скажем сколько. Статистика Виктора Земскова из архивов НКВД дает достаточно точный ответ.

Оказывается, что в период 1934 -1953 в системе исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) в разные годы находилось от 0,5 до 1,7 млн. Если брать вместе с тюрьмами (колонии и лагеря вместе) получится до 2,5 млн. заключенных в 1953 году при населении страны 180 млн. Это максимум.

Для сравнения, по данным википедии количеств заключенных в России сейчас – 670 тыс.

человек, в США – 2,2 млн. человек («американский гулаг»). Шансы попасть в тюрьму в СССР были выше, но не настолько, чтобы говорить, будто половина страны сидела в заключении, а другая половина ее охраняла.

Разоблачая культ личности Хрущев заявлял, что в заключении находилось 10 млн. человек. Однако, судя по всему, он сознательно раздувал цифры для большего эффекта. Сотрудникам НКВД нет никакого смысла лгать самим себе, завышая или занижая численность заключенных. Во-первых, потому что никто не предполагал, что эти документы будут когда-нибудь опубликованы. Во-вторых, на каждого заключенного полагалась питание, одежда, норма выработки. Фальшивые цифры просто создали бы хаос.

Подробную статистику по количеству смертных приговоров Виктор Земсков приводит в статье "О масштабах политических репрессий в СССР". 800 тыс. смертных приговоров за 30 лет, включая пережитки гражданской войны (банды), включая Великую Отечественную (смертные приговоры тем же бандеровцам и т.п.).

Строго говоря, это все равно много, если сравнивать с западными странами или с царской Россией. Но есть лукавство в подобных сравнениях. Почему? Потому что сравнивается страна в период спокойного существования со страной в период радикальных перемен. А сравнивать можно лишь сопоставимое. Например: Октябрьская революция против Великой Французской революции. Гражданская война в России против гражданской войны в США. Коллективизация и индустриализация в СССР против огораживания в Англии.

В СССР в первые годы происходила радикальная перестройка общества с полуфеодального уклада на уклад социалистический. Нигде и никогда подобные процессы не происходят бескровно. Если же сравнивать период мирного существования СССР, когда перестройка общества закончилась и жизнь устаканилось, то количество смертных приговоров там невелико.

Сажали и убивали невиновных.

Это правда. «Ежовщина», тройки, партийные чистки - это не фантазии либералов. Много невиновных пострадало в 1937-м и 1938-м.

Проблема в том, что на человеке не написано – виновен он или невиновен. Как отделить одних от других? Надо тщательно разбираться с каждым отдельным случаем. Когда люди приходят в архивы, чтобы узнать о судьбе репрессированного родственника, их могут ожидать разные сюрпризы. Например, вдруг оказывается, что родственник сидел не за три колоска, а за то, что воровал добро из железнодорожных вагонов.

Приведу такой пример Либералы любят рассуждать о том, как в советское время массово репрессировали замечательных хозяев – кулаков, просто за то, что они были богаче других. На самом же деле кулак или не кулак – определялось не богатством, а наличием батраков. Что это значит и почему это плохо?

Есть определенное количество земли, которое мог обработать крестьянин сам своими силами. Каким бы замечательным хозяином он ни был, больше этого объема он обработать физически не мог теми примитивными средствами, которые тогда существовали.

Кулак от других крестьян отличался не тем, что работал эффективнее, а тем, что использовал труд батраков – разорившихся крестьян или попавших в нужду соседей, которые согласны были работать практически за еду. Есть такое выражение «идти по миру» - значит нищенствовать, побираться. Так говорили про разорившегося крестьянина – пошел по миру. А кулаков называли «мироедами», понятно, почему? Используя очень дешевый наемный труд, кулак получал возможность обработать больше земли, приобрести больше лошадей, отстроить дом побогаче и т.д. Но все это достигалось за счет жесткой эксплуатации попавшего в беду человека.



В СССР подобные отношения были запрещены. Состояние кулаков считалось нажитым незаконным путем, а сам кулак считался ненадежным. В том числе потому, что многие из них участвовали в белом движении. Кулака не расстреливали за то, что он кулак, если других преступлений за ним не числилось. Но его лишали имущества и ссылали в такое место, в котором он находился под присмотром, т.е. не мог мешать начавшейся коллективизации.

Ну и попробуйте рассудить, был ли кулак невинной жертвой репрессий. И как судить – в реалиях той или этой эпохи? Одно могу сказать точно - большинство крестьян того времени кулаков не жаловало.

Очень сложно даже приблизительно ответить на вопрос о том, сколько было действительно невиновных среди пострадавших от репрессий.

Источник: http://lachin-n.livejournal.com/36276.html

254
7174
16