Порошенко указал на главного врага Украины

На модерации Отложенный

Киев будет создавать профессиональную армию натовского образца, чтобы сдержать Россию.

Президент Украины Петр Порошенко утвердил 16 марта новую Концепцию развития сектора безопасности и обороны Украины, в которой изложены основные направления военной реформы, однако начинается документ с перечисления внешних угроз, и все они исходят от России.

На первом месте в списке значится «угроза агрессивных действий России для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения Украины и захват ее территории, применение военной силы, а также технологий гибридной войны». Далее следуют «временная оккупация РФ территории Крыма и дальнейшие действия по дестабилизации обстановки в Балто-Черноморско-Каспийском регионе». Для противодействия им Киев планирует развивать отношения со странами НАТО, а также создание профессиональных вооруженных сил в соответствии с евроатлантическими стандартами.

Ранее министр обороны Украины Степан Полторак назвал главной целью военной реформы обретение армией способности реагировать на военные угрозы и обеспечение оперативной совместимости с НАТО.

 

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер считает, что угроза со стороны России преувеличена.

— Если бы Россия хотела захватить Киев, она бы сделала это. Однако Москва сама будет изо всех сил стараться не допустить ситуации, когда она окажется перед таким выбором. Это вымышленная угроза, которая стала реальным фактором политики. Киеву нужен образ врага, чтобы оправдать курс на вступление в НАТО, — пояснил эксперт.

Доцент РГГУ Александр Гущин придерживается схожих взглядов.

— Несмотря на сложную ситуацию в экономике, российская угроза является средством сплочения общества и политической элиты. Поэтому курс на эскалацию отношений будет сохраняться, — сказал он.

По мнению Брутера, угроза со стороны России «будет легендой для перевооружения армии, которая может стать сильнейшей в Восточной Европе». При этом оба собеседника «Известий» считают, что за последние два года украинская армия очень серьезно изменилась в качественном отношении.

— Потенциально Украина может создать одну из самых больших армий в Европе. Президент США Барак Обама не одобрил поставки оружия на Украину, но возможны поставки через третьи страны. Не случайно Киев активно развивает связи с Турцией, — отметил Гущин. — Однако экономические проблемы и коррупция не позволят превратить украинскую армию в армию натовского уровня.

Гущин предупредил, что прогресс украинских вооруженных сил чреват проблемами для России.

— Наращивание военного потенциала Украины потребует наращивания военного потенциала республик Донбасса. Иначе в случае новой эскалации боевых действий Россия будет вынуждена открыто вмешаться и может оказаться втянута в конфликт наподобие югоосетинского, что чревато новыми жесткими западными санкциями, — говорит он.

Впрочем, по мнению Владимира Брутера, такой сценарий маловероятен.

— На самом деле украинская армия не готовится воевать с кем-то. Силовой вариант решения проблемы Донбасса всерьез не рассматривается. Это ложная цель, которая позволяет скрыть отсутствие других целей. Реальные угрозы другие. Украине угрожают олигархи и грязные деньги, которые идут в политику, — сказал эксперт.

— Самые серьезные угрозы Украине исходят не извне, а изнутри. За два года не проведены реформы экономики, конституции, парламента. Не изменилась элита. У власти те же люди, что и при Януковиче, — подчеркнул Александр Гущин.

Примечательно, что днем ранее заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд заявила на слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям, что европейскому будущему Украины угрожают не только внешние, но внутренние враги.

— Олигархи и клептократы, которые десятилетиями контролировали Украину, знают, что их бизнес-модель будет сломана, если реформаторы с майдана преуспеют в 2016 году. Они наносят ответные удары, используя все уровни старой системы: их контроль над СМИ, государственными предприятиями, депутатами рады, судами и политическим механизмом, — сказала Нуланд.