Курдский проект США: как террористы ИГ завоевали Ракку для Сирийского Курдистана

Битва за освобождение первой сирийской столицы ИГ* города Ракки завершилась триумфальным исходом тысячи боевиков в сопровождении курдского конвоя в зону ожесточенных боев в Дейр-эз-Зоре. Договоренность с террористами позволила курдам утверждать о том, что Ракка была взята в течение месяца. В действительности, операция по освобождению города была начата ещё в мае 2016 года и с тех пор искусственно затягивалась, чтобы сдержать продвижение сирийской армии на Евфрат.

В результате сегодня Сирийский Курдистан вырос из трех маленьких кантонов на севере страны до четвертой части Сирии, выйдя на территорию четырех провинций – Хасеки, Алеппо, Ракки и Дейр-эз-Зора. Под контролем «Сирийских демократических сил» (СДС) находятся такие стратегические объекты, как крупнейшая ГЭС мощностью 800 МВт в городе ат-Табка и водохранилище аль-Асад на Евфрате. Кроме того, в провинции Дейр-эз-Зор ими взято под контроль крупнейшее месторождение нефти – аль-Омар.

Таким образом, физические условия для обеспечения экономики будущего курдского государства созданы. Осталось лишь убедить шейхов арабских племен Ракки поддержать курдский проект. Именно с этой целью 19 октября город посетили высокопоставленные лица из США и Саудовской Аравии – спецпредставитель президента США при международной коалиции по борьбе с ИГ Бретт Макгерк и саудовский министр по делам Персидского залива Тамер аль-Сабхан.

Чиновники провели переговоры с временным правительством Ракки – Гражданским советом – о реконструкции города, разрушенного на 80% в результате ковровых бомбардировок американской авиации. Показательно, что переговоры прошли буквально на дымящихся развалинах, а сам визит состоялся уже через два дня после того, как последняя группа из тысячи боевиков ИГ покинула свою бывшую «столицу».

Такая спешка связана с необходимостью купить лояльность арабских старейшин в отношении новой курдской администрации города. Ведь в ближайшее время курдам придется сократить в Ракке гарнизон в связи с обострением ситуации в Африне и Дейр-эз-Зоре. Турецкая армия рассматривает полноценное вторжение в самый западный форпост курдов на своей границе – Африн, а на востоке Сирии требуется подкрепление в «гонке за нефть». Вот почему американцам важно оставить для СДС в Ракке надежный тыл и сделать её независимой от Дамаска.

В американском проекте создания Сирийского Курдистана Ракке отведена роль форпоста на западных окраинах будущего курдского государства.

Участие в нем арабских кочевых суннитских племен обеспечит легитимизацию курдского национализма и создаст коридор из некурдского населения. В качестве гаранта «суннитской витрины» выступает Саудовская Аравия с многомиллиардными инвестициями по восстановлению Ракки. После провала курдского проекта в Ираке американские стратеги в Сирии делают ставку на курдо-арабский симбиоз, вбивая клин с алавитскими властями страны по религиозному признаку.

Тем не менее, для сегментации курдов в Сирии была использована тактика, обкатанная ранее в Ираке. За два года боев с ИГ Иракский Курдистан увеличил свою территорию на 40% за счет оккупации освобожденных от террористов территорий арабских провинций. Однако в Сирии, по свидетельству международного аналитика Тьерри Мейсана, борьба курдов с ИГ, начиная с битвы в  Кобани, вообще была постановочной. Этот факт был разоблачен российскими средствами контроля во время деблокирования Дейр-эз-Зора, когда фактически «Исламское государство» предоставило курдам коридор для прохождения в область нефтегазовых месторождений на левом берегу Евфрата.

Операция по освобождению Ракки также была организована таким образом, чтобы скрыть факт сотрудничества курдского альянса «Сирийских демократических сил» с террористами ИГ. Тем не менее, вылазки боевиков на позиции сирийской армии по специально организованным коридорам, имевшие место во время второго захвата Пальмиры в декабре 2016 года или сентябрьских боев за Дейр-эз-Зор, позволили разоблачить преступную тактику американской и британской разведок. 

Таким образом, Ракка оформлена в качестве отправной точки для будущего раздела страны в качестве «американо-саудовского острова влияния в остальной части Сирии». Это подтверждает прогноз одного из ведущих арабских военных экспертов Амина Хотейта, который предупреждал: «освободительная битва США в Ракке» есть не что иное, как маневр, призванный увековечить «прокси-войну на истощение, чтобы отстранить сирийскую армию от эффективного освобождения Сирии от терроризма».

*«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) – террористическая группировка, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ

14
1934
3