Украинский Красный Крест мошенничает с гумпомощью

На модерации Отложенный

На Украине разгорается громкий скандал вокруг национального Красного Креста. Организацию уличили в торговле гуманитарной помощью. Зарабатывают и на курсах первой медицинской помощи, которые должны быть бесплатными.

"И так, девочки, я вам отдала пасту, 200 гривен забрала, вот они у меня в кармане, и благодельные квитки могу дать", - говорит сотрудница Красного Креста.

За этими самыми "квитками" сотрудники украинского общества "Красный Крест" скрывают масштабную торговлю гуманитарной помощью. Официально продавать ее нельзя, можно только бесплатно раздавать нуждающимся. Но на деле каждый предмет имеет свою цену. 10 гривен за упаковку зубной пасты, 150 гривен - это около 450 рублей - за набор косметики. Вырученные деньги называют взносами.

Эти кадры из документального фильма Украинского Общественного Телевидения сейчас внимательно изучают правоохранительные органы. О тотальной распродаже в "Красном Кресте" журналистам рассказали его же волонтеры и сотрудники. Некоторые из них до сих пор там работают и просят не показывать лиц.

"Каждая организация должна отправлять определённый лимит каждый месяц. И этот лимит они должны пополнять как угодно. Если это районная организация, она должна переслать часть денег на Национальный комитет, часть на городской комитет. Если это городской комитет, он напрямую пересылает в Национальный", - рассказывает один из героев фильма, Александр.

В том самом Национальном комитете – головной организации Общества "Красный Крест" Украины – то, что получают деньги от продаж, отрицают. Помощь якобы безвозмездная. И это не только необходимые для жизни вещи и продукты, есть еще и курсы по оказанию первой медицинской помощи. Обучение желающих тоже бесплатное, добровольные взносы приветствуются.

"Те, кто приходит на курсы, может оставлять благотворительный взнос. Кто сколько может, дает денег, никто никого не заставляет", - утверждает генеральный секретарь Национального комитета Общества Красного Креста Украины Алла Хабарова.

Но в телефонных разговорах с кураторами этих курсов уже никаких вариантов, только за деньги – 400 гривен.

Масштабы коммерческой деятельности даже представить трудно. Нарушения волонтеры зафиксировали не только в Киеве, но в других областях. Так, в Одессе в полицию о хищениях заявил гражданин Швейцарии Макс Хильперт. Вместе с женой Юлией он помогал одесским больницам получать гуманитарную помощь из Европы. Но как только фуры с тоннами груза пересекли границу, сотрудники местного "Красного Креста" соблюдать условия договора отказались.

"Очевидно, главу Красного Креста в Одессе Тамару Барныч эти условия договора никоим образом не интересуют. Потому что как только груз попал под полный её контроль, она заявила, что теперь, согласно таможенной декларации, груз наш, и мы с ним делаем, что хотим. А вы не имеете на него никаких прав", - рассказывает Макс Хильперт.

Куда исчезли шесть машин гуманитарного груза, украинские журналисты пытались узнать в больницах, для которых он предназначался. Выяснилось, что до Военно-медицинского центра не доехали почти 2,5 тысячи единиц расходных материалов для исследований и две тысячи свитеров. А в Днепропетровском военном госпитале не досчитались двух сотен носилок, двухсот свитеров, 36 матрасов и трехсот шерстяных одеял. Где они, руководитель одесского подразделения Красного Креста не может объяснить даже полиции.

"Мы ждём решения суда, которое позволит работать с документами, которые у них находятся. Они не представляют те документы, которые могут пролить свет на всю ситуацию", - говорит начальник отдела коммуникаций Главного управления национальной полиции в Одесской области Андрей Костюк.

Скандальной историей уже заинтересовались активисты Международной организации по борьбе с коррупцией. Они настаивают на масштабной проверке всех филиалов украинского общества "Красный Крест". Известно, что организация регулярно получала поддержку не только от благотворителей, но и от государства. Только за последние два года из бюджета Украины было выделено более 300 миллионов гривен. Правда, сметы использования этих средств в Министерстве здравоохранения местным журналистам так и не показали.