И младенцы считаются. Каждый украинец должен МВФ по $284

На модерации Отложенный

Украина может остаться без кредитов Международного валютного фонда. В последний раз деньги от МВФ мы получили в апреле прошлого года, причем можно сказать дали их нам в качестве большого аванса под честное слово, что мы продолжим выполнять требования Фонда.

Но требования мы так и не выполнили, в том числе так и не приняли закон об Антикоррупционном суде и не сняли мораторий на куплю-продажу земли. Теперь нам предстоит отдавать долги — $12 млрд. Если эту цифру поделить на население Украины (по последним данным Госстата, нас 42 млн 248 тыс. 598 человек), то каждый гражданин, включая младенцев, должен МВФ $284.

Не боремся с коррупцией

Министр финансов Александр Данилюк уже фактически признался в том, что мы вылетели из программы кредитования МВФ. Вырванный с трудом $1 млрд в апреле и полное молчание в дальнейшем лишь иллюстрируют отношение Фонда к Украине. Судя по всему, иностранцы уже не верят в наши реформы и даже в наши желания платить по долгам.

Напомним, первые кредиты у МВФ начало брать правительство Яценюка. Правда, Фонд выдавал нам деньги на очень конкретных условиях. В результате в стране серьезно поднялись тарифы на коммунальные услуги. Последний тяжелый шаг правительство сделало, фактически подняв пенсионный возраст до 60 лет, поскольку Фонд настаивал на сокращении дефицита денег в Пенсионном фонде. Также в списке — предоставление права на прослушку НАБУ, отмена упрощенной системы налогообложения.

Однако, по словам руководителя Фонда Блейзера Олега Устенко, есть еще ряд требований. «По многим из них еще можно найти компромисс. Но главное требование МВФ — борьба с коррупцией. Учитывая, что в мировых рейтингах коррупции мы занимаем 131-е место из 170 стран, то наша страна рассматривается сквозь эту призму. И это очень печально. По нашим коррупционным каналам проходит от $5 млрд до $10 млрд. Это не дает нам возможности привлечь инвестора. Причем не только иностранного, но и своего собственного», — говорит Устенко. Камнем преткновения в данном вопросе стало принятие закона об Антикоррупционном суде, который завис, как уже писали «Вести», на неопределенное время.

Еще одно ключевое требование — снятие моратория на продажу земли. Источники «Вестей» в парламенте обращают внимание на то, что в последний раз продление моратория прошло очень легко. «Это говорит о том, что депутаты, а также те, кто стоит за ними, не хотят расставаться с лакомыми гектарами земли, которые они сейчас по дешевке арендуют у селян. Они не хотят платить деньги за покупку земли и очень опасаются, что в случае снятия моратория, сюда могут прийти иностранные инвесторы с деньгами и скупить землю. Тогда образуется рынок, и земля обретет реальную цену. За все придется платить», — говорит один из депутатов. 

По словам источника, лоббисты сельскохозяйственных корпораций сделают все, чтобы в ближайшее время продажи земли в Украине не существовало, поэтому они даже заинтересованы в разрыве отношений с МВФ  

По словам Устенко, Фонд также требует продажи государственной земли, которой у нас еще больше. «Воинские части, академии наук, заводы — все владеют огромными участками. И поди разберись — они там строят склады для хранения техники, разбивают поля для выведения новых сортов растений или все сдают за кеш.

Государственная земля активно используется, но деньги за нее идут не украинцам, а чиновникам в карманы. В принципе, тут можно найти решение: например, сначала приватизировать государственную, а уже в течение нескольких лет провести реформу сельскохозяйственной земли», — говорит Устенко.

Экономист Юрий Гаврилечко считает, что на земельную реформу может уйти не один год. «Для того чтобы реформа состоялась, нужно, как в других странах, выдавать дешевые кредиты, поддерживать технически сельскохозяйственные компании. Но кто из правительства на это пойдет? А иностранцы опасаются к нам идти, потому что они понимают — в Украине никто не защищает частную собственность», — рассказывает Гаврилечко.

Последняя надежда

Президент Порошенко надеется еще уговорить Фонд не бросать нас в беде и поверить в то, что рано или поздно мы свои обещания выполним. Для этого он едет в Давос, надеясь на встречу с главой Фонда Кристин Лагард. Если нам не поверят, существуют варианты развития событий. «Первый — курс гривны останется на прежнем уровне, но золотовалютный запас значительно оскудеет, поскольку за счет него и будут удерживать стабильность нацвалюты. Второй — серьезная девальвация гривны и инфляция. Для правящей верхушки власти все эти варианты невыгодны в предвыборный год. Поэтому они очень надеются, что сотрудничество с Фондом удастся восстановить», — говорит Устенко.

Сколько Украина должна МВФ 

Если посмотреть на сайте МВФ, то в этом году мы должны вернуть Фонду $2,352 млрд, в 2019-м — $1,823 млрд, в 2020-м — $1,275 млрд, в 2021-м — $1,472 млрд. Остальные долги мы выплатим до 2025 года. По договору с МВФ, полученные деньги (их перечисляли по безналу) могли идти только в счет пополнения золотовалютного резерва для погашения предыдущих долгов.

Однако Гаврилечко считает, что на самом деле деньги шли на рефинансирование банков и выводились из страны. «Все происходит так: правительство получает деньги МВФ, размещает их на своих счетах, под это печатает гривны, передает их на рефинансирование банков. Клиенты банков в свою очередь получают эти деньги, переводят в валюту и выводят из страны. Из-за чего вы думаете была такая девальвация в 2015 году, когда правительство Яценюка получило первые транши? Главное следствие получения $20 млрд была девальвация гривны в два раза и инфляция 43%», — уверен Гаврилечко.

Проживем ли без денег

По мнению Гаврилечко, мы сможем без этих кредитов прожить, но только в том случае, если не будем выплачивать накопленные долги. «Проживем и хорошо, если не будем выплачивать долги. Юридически никто на нас воздействовать не сможет, если не будем участвовать в международных судах. Возможны разве что политические последствия», — говорит Гаврилечко. Но, по мнению политолога Руслана Бортника, если Фонд не даст транша, то это будет прикрытием для правительства, чтобы вновь обвалить гривну и ускорить инфляцию.

«Им инфляция нужна, чтобы закрыть дыры в бюджете. В прошлом году инфляция дала 100 млрд грн в бюджет. Министр финансов уже намекнул, что без кредитов курс гривны подскочит до 33–35», — считает Бортник.