В Израиле резко подорожали фрукты

На модерации Отложенный

Израильтяне уже не первый год жалуются на дорогие фрукты. Если в прошлые годы была надежда, что это временное явление, то этим летом стало ясно, что такая дороговизна, скорее всего, уже постоянная.

В предыдущие фруктовые сезоны фермеры и пресса старательно создавали у публики впечатление, что подорожание вызвано конкретными специфическими обстоятельствами, и прежде всего погодными условиями. Когда зимой было мало дождя, утверждалось, что урожай не удался из-за этого. Когда зимой были бури и наводнения, это становилось аргументом в пользу дороговизны фруктов.

Однако в прошлом году, когда килограмм винограда стабильно держался на уровне 30 шекелей, а цена на арбузы составляла 5-6 шекелей за килограмм в сезон, стало ясно, что "что-то неладно". Этим летом, когда цены на фрукты не упали, включая тот же виноград и арбузы, вопрос о том, что происходит в этой отрасли, встал ребром.

В прессе замелькали статьи о пожилых людях, которым приходится отказываться от фруктов из-за высоких цен, даже на праздник Шавуот.

Журналисты попытались выяснить, отчего все-таки цены на фрукты выросли столь стремительно, и причины оказались более серьезными, чем погодные условия в ту или иную зиму.

Как объяснил порталу "Вайнет" владелец бахчи из мошава Цофит под Кфар-Сабой, подорожание вызвано несколькими причинами, и все они довольно серьезны. Во-первых, раньше, когда арбузы стоили по шекелю за килограмм, фермеру платили за воду для орошения по шекелю за кубометр, сейчас – по два с половиной шекеля.

В последние годы государство ввело новые налоги на наем иностранных рабочих, что увеличивает расходы фермеров. Если раньше себестоимость выращивания арбузов на 1000 квадратных метров составляла 2000 шекелей, то сейчас 6000.

Кроме того, само сельское хозяйство в последние годы изменилось. Оно стало уделом старого поколения фермеров, которому никто не приходит на смену, молодежь предпочитает зарабатывать по-другому. А оставшиеся фермеры не хотят рисковать, они сажают ровно столько, сколько смогут продать, обеспечив себе гарантированную прибыль.

Дополнительные сложности возникают на этапе продажи – израильтяне уже не берут арбузы "наудачу", они предпочитают увидеть их в разрезе. А разрезанный и непроданный арбуз вечером выкидывается, поскольку назавтра он будет уже "неактуален". В связи с этим доля арбузного брака сейчас достигает 20%, и это тоже закладывается в магазинную цену.

Поэтому уже на этапе оптовой продажи цены довольно высоки.

Причины подорожания более-менее сходны для всех фруктов. Они комплексны, "несезонны" и вряд ли исчезнут в ближайшие годы, скорее будут лишь усугубляться.

Уходящий министр сельского хозяйства Ури Ариэль выдвинул программу по удешевлению сельхозпродукции. Он намерен ввести прямые субсидии для фермеров, которые сделают их менее зависимыми от ценообразования, побудят больше людей заниматься сельским хозяйством и таким образом простимулируют приток недорогой сельхозпродукции.

Вместе с тем, Ури Ариэль уже одной ногой не в министерстве, а государство не любит выдавать субсидии без контроля за конечным результатом. В данном случае проконтролировать потребительские цены невозможно – они зависят от всей цепочки поставщиков и продавцов. Можно только надеяться, что стимулирование сельскохозяйственной сферы окажет влияние на ценообразование. Нынешняя ситуация плохо влияет на фруктовый рынок, образуя заколдованный круг – дорогие фрукты, включая арбузы, хуже раскупаются и больше портятся, это приходится закладывать в цену для получения гарантированной прибыли, и те растут еще сильнее.

Еще один способ, который предлагают многие, - отменить пошлины на фрукты. Но это непросто по двум причинам. Во-первых, израильским фермерам действительно трудно конкурировать с европейскими (и с окружающими арабскими и турецкими), которые, кстати, получают субсидии. Поэтому отмена пошлин будет означать окончательный упадок сельского хозяйства.

Кроме того, фрукты - товар скоропортящийся, они лежат даже меньше, чем овощи, поэтому доставка в холодильных установках из-за границы будет порядком удорожать зарубежный товар.

Однозначного способа разорвать эту зацикленную систему пока не видно, и даже попыток сделать это не предпринимается. Поэтому в ближайшие годы фрукты, скорее всего, будут скорее роскошью, чем продуктом первой необходимости.

Сейчас в Израиле практически не осталось фруктов с ценой менее 10 шекелей за килограмм, включая яблоки и бананы. Но и недешевый товар зачастую не слишком качественный, а иногда и откровенно некондиционный. И, возможно, эта ситуация уже необратима, как и любые "ценовые вопросы" в еврейском государстве.