Что сделали в концлагере Аушвиц с братьями Степана Бандеры

На модерации Отложенный

После того, как в 1941-м году Степан Бандера ослушался Гитлера, пошел на нары вместе со своими побратимами. 

При этом, если самого Бандеру немцы выпустили, то вот братьям его повезло куда меньше. Василий и Александр были убиты в концлагере, во многом благодаря своей фамилии. 

Основная часть бандеровцев попала в Аушвиц. Сначала основной угрозой для них стали не охранники и работники “Политише Абтайлюнг” (внутренней политической полиции), а такие же узники-поляки. Они были чуть ли не самой многочисленной национальной группой среди заключенных, и значительная часть из них, особенно родом из Галичины, считала членов ОУН смертельными врагами всего польского и совиновниками гибели польской государственности в 1939 году. Реальность концлагеря стала для них прекрасной возможностью избавиться от ненавистных «бандерофцуф».

Их жертвами стали братья Степана Бандеры – Василий и Александр. Оба попали в Аушвиц в июле 1942 года: Василия привезли вместе с первой группой заключенных бандеровцев из Кракова, а Александра – на несколько дней позже из Рима, где он постоянно жил и работал журналистом.

Оба сразу же попали вместе с остальными на общие работы: выполняли земляные работы, разбирали старые постройки или строили новые. В конце концов “дочерний” концлагерь Аушвиц II, известный как Биркенау, был построен руками заключенных. Такая работа сама по себе была непосильной для изможденных узников, а когда к физическим нагрузкам добавлялся еще надзиратель-садист, работа превращалась в лотерею на выживание. Смертность узников была здесь самой высокой.

Оба брата из-за своей фамилии сразу привлекли внимание двух надзирателей – оберкапо Краля и унтеркапо Подкульского.

Началось с того, что обессиленного и покрытого пылью Василия затащили на нижний этаж недостроенного барака, там заставили его залезть в бочку с водой и начали жесткой щеткой натирать бедолаге голову и плечи. После этой «процедуры» его заставили в быстром темпе носить цемент, после чего через некоторое время повторили «мытье». За день такой «работы» и побоев от Василия Бандеры осталась только тень. На следующий день он был вынужден уйти в лагерный госпиталь, где и скончался.

Александра Бандеру привезли в Аушвиц отдельно, через несколько дней после прибытия основной группы. Его судьба была аналогичной – через несколько дней непосильного труда и издевательств он был вынужден обратиться в лагерный госпиталь. Это заведение в лагере называли не иначе как умиральней.

Гибель братьев Бандер имела несколько неожиданные последствия. Дело в том, что погибший Александр Бандера был женат на итальянке, которая была родственницей графа Чиано, министра иностранных дел Италии. Получив известие о внезапной гибели мужа, которого она видела последний раз три недели назад во время ареста в добром здравии, она использовала свои связи и добилась расследования по делу. Следствие по понятным причинам не сообщило вдове всей правды, но администрация концлагеря объединила «Бандера группе» в отдельную группу и поселила всех в 17-м бараке. Это, с одной стороны, позволяло организовываться для самозащиты от вражеских групп, но с другой, ставило «бандер» под прямой надзор администрации лагеря. А тут были варианты – от освобождения до значительно более вероятного группового расстрела.

Из материалов статьи. Как сидели в немецких концлагерях украинские националисты