Акциз снизят, а цены — нет: особенности капитализма

На модерации Отложенный

После призывов к массовым протестам и бойкотированию АЗС правительство в экстренном порядке решило пересмотреть акцизную, горючую в обоих смыслах политику. И в день защиты детей снизить акциз. Как это отразится на реальном автовладельце?

Сразу скажу, что акцизы на топливо и розничная цена для потребителя — это далеко не одно и то же. Акциз — это налог, в нашем случае топливный, которым облагается производитель, в некоторых случаях контрагент и продавец. А цена, по законам рынка, это то, за сколько продавец отпускает товар, насколько ему, продавцу, позволяет жадность. То есть, снижение акциза не подразумевает снижение стоимости горючего на заправках.

Началось всё с того, что внезапно автовладельцы увидели выросшие цены на бензин. Конечно же поднялась паника, сразу появилось два воинствующих лагеря. Первые стали кричать «до чего довёл страну клятый Путин», вторые посоветовали первым засунуть язык в известное место, а автовладельцам устроить всероссийский бойкот заправкам.

В итоге Совфед не стал дожидаться народного «топливного бунта», а быстро написал жалобные письма в Кабмин, Минсельхоз и Минэнерго, ибо двое последних, которые по идее должны быть заинтересованы в низких ценах на горючее, не реагировали. Результат уже есть — на бензин акциз снизят на 3000 р./т., дизель на 2000 р./т. А с 1 июля обещают снизить ещё на 700 р./т. Победа же? Да, но не совсем.

Любой капиталист заинтересован в получении прибыли, на то он и капиталист. И поднять цены, пользуясь случаем, — это у него запросто. А заставить снизить цену — вот тут начинаются отмазки. Скажи мне, читатель, что мешает начальнику АЗС «N» придержать текущую стоимость? Ничто. Да, непосредственный производитель разошлёт ЦУ с требованиям изменить цифры на табло в меньшую сторону, но… А пока группа быстрого реагирования из ФАС доберётся до данной конкретной заправки, масса водителей переплатит на ней за корм для своих «железных повозок».

Поэтому, господа водители, не обольщайтесь. Правительство дало распоряжение, но его выполнение напрямую зависит от продавцов.

Теперь немного лирики. Так случилось, что особенности исторического развития нашей страны всегда предполагали непосредственное участие высшего руководства в управлении на местах. Так было при князьях, при царях, когда местные губернские власти откровенно поплёвывали на приказы из Москвы (Петербурга), пользуясь тем, что распоряжение могло идти полгода. Так было и в Советском Союзе, с той лишь поправкой, что на приказы из Москвы поплёвывали не районы, а республики.

И так есть сейчас, только видоизменённо: местные власти цинично лгут Кремлю, докладывая о положении дел. Например, в 2011-м или 12-м году бывший губернатор Кемеровской области Тулеев бодро докладывал президенту, что его регион первым в стране вышел на уровень средней учительской зарплаты в 27-30 тысяч рублей. Я смотрел этот доклад в новостях, параллельно читая сообщение от знакомой из Междуреченска, Кемеровская область. Которая писала, что зарплата в 7800 рублей на руки — это совсем не то, на что может рассчитывать учитель. С тех пор ничего не изменилось.

Поэтому Алекпёров или Маганов будут также бодро докладывать, что цены снижены, в то время как заправщик Вася на трассе Омск-Новосибирск будет выставлять счёт за бензин, исходя из сегодняшних 42-50 рублей за литр.

Есть лишь один способ навести порядок в топливной отрасли — национализация, полный контроль государства над ископаемой нефтью, её переработкой и продажей. А пока рынком правит ограниченный круг барыг-капиталистов, так и будем выкладывать фото в Сеть в надежде, что кто-то из руководства страны увидит и вознегодует.