Александр Халилов: нашей военной музыке еще долго будет не хватать таланта моего брата

На модерации Отложенный

30 января выдающемуся военному дирижеру Валерию Халилову исполнилось бы 65 лет. Жизнь Валерия Халилова оборвалась 25 декабря 2016 года, когда под Сочи, над Черным морем, произошла катастрофа Ту-154.

Великого музыканта мы вспоминаем вместе с его братом - старшим преподавателем Военного института (военных дирижеров) Военного университета Минобороны РФ, заслуженным артистом России, полковником Александром Халиловым...

- Александр Михайлович, в эти дни, когда по телевидению показали апрельский концерт оркестра Валерия Халилова, по-настоящему начинаешь понимать - кого мы потеряли. Впереди - Парад Победы 9 мая на Красной площади, там же, осенью - международный фестиваль «Спасская башня»... Что может восполнить потерю такого человека в нашем военно-музыкальном искусстве?

- Или кто?

- Да... Что надо сделать, чтобы мы могли использовать тот капитал, то наследство, которые Валерий Халилов нам оставил? Вот такой непростой вопрос меня сейчас волнует.

- Очень непростой... Я буду более субъективен, чем кто-либо.

Для меня мой брат - такой человек, подобного которому уже, конечно, не будет и никто его не заменит. Может быть - только чуть хуже... Лучше - вряд ли, на мой взгляд. Потому что это - супервысокопрофессиональный человек и музыкант.

Это совершенно объективно я сейчас говорю. Настолько он… Слово «профессиональный» - вы понимаете, это понятие включает в себя и образованность, и грамотность, и мировоззрение, и мудрость, и опыт, и мастерство, и все-все-все в это входит. В высшей степени.

Я тоже не понимал, чьим братом являюсь. Я на него порой и обижался, считал, что он слишком жестко ко мне относится, слишком несправедливо и так далее. Но я терпел, потому что интуитивно чувствовал свое место под его солнцем.

Вопрос очень сложный: чем мы можем восполнить его отсутствие? Да ничем не восполнить. Это явление ушло. И оно такое, что - невосполнимое. Теперь может быть только что-то другое.

А тем, кто пришел на смену - остается только просто набираться опыта, завоевывать авторитет. А как завоевывать авторитет? Только своими делами, только своей профессией, своим мастерством в профессии. В конце концов, господь Бог, наверное, не даст померкнуть делам Валерия Михайловича.

«Спасскую башню», я надеюсь, мы проведем, конечно.

- И, разумеется, - Парад Победы… Когда на Красной площади звучит «Священная война»... (Теперь это марш, Валерий Михайлович немного изменил ритмику, он мне об этом сам рассказывал)... И выносят Государственный флаг и Знамя Победы. Когда все встают, когда - мурашки по спине. Даже иностранцы переживают...

- Тут никуда не денешься. Это все осталось и останется. Это все будет исполняться.

Сейчас музыкальное сопровождение нашего парада – просто идеальный воинский ритуал. У меня опыт тоже огромный. И я даже не представляю, что можно еще придумать так, чтобы это еще более торжественно было.

Да ничего уже не придумаешь. Весь монтаж из музыки - он выстроен идеально, под каждый батальон, под каждую академию, под каждое подразделение, под каждую машину. Настолько все рассчитано по времени.

- Нам - главное, чтобы сохранилась преемственность, марши звучали. Партитуры были сохранены... Как при Халилове.

Как напоминает "Комсомольская правда на Северном Кавказе", авиакатастрофа ТУ-154 под Сочи унесла жизни и артистов ансамбля имени Александрова, и доктора Лизы, и журналистов, и членов экипажа - всего 92 человека.