Снос самостроев: торжество справедливости или передел собственности?

Мэрия Москвы подготовила новый список самовольных построек под снос. Сносить обещают поэтапно, не повторяя событий 9 февраля. Вторую волну сноса самостроев власти Москвы анонсировали в ночь на понедельник, 29 августа. Почему экскаваторы оказались сильнее законов и кому была нужна «ночь длинных ковшей»?

 Ломать − не строить

Сергей Собянин остался верен слову и 28 июня в рамках заседания президиума Правительства Москвы поручил составить новый перечень неугодных городу строений. «Черный список», включающий 107 объектов, появился на сайте мэра Москвы тем же днем. «Ночь длинных ковшей», как уверяют чиновники, не повторится. Однако о ней не удастся забыть не только москвичам, но и всей стране. 9 февраля 2016 года, не дождавшись наступления рабочего дня, в 1:00 ночи представители мэрии Москвы начали демонтаж «незаконных» торговых точек по всему городу, позже названный «ночью длинных ковшей». Основанием для сноса зданий стало постановление Правительства Москвы №829-ПП от 12 декабря 2015 года. В списке на уничтожение значились 104 объекта, из которых к утру 9 февраля были полностью снесены 97. Не секрет, что всевозможные ларьки и кафе у выхода из метро не красили город и раздражали многих москвичей. Почему же их снос вызвал всеобщий резонанс?

Юридически решение мэрии основано на ст. 222 ГК РФ, посвященной самовольным постройкам. C 1 сентября вступил в силу п. 4 данной статьи, который позволяет муниципалитетам сносить самострой без обращения в суд, если он (самострой) угрожает жизни и здоровью граждан либо расположен вблизи инженерных коммуникаций. Неизменным осталось главное: признать объект самовольной постройкой может только суд. Представители мэрии г. Москвы несколько лет пытались судиться с владельцами так называемых «самостроев». Однако проиграв десятки процессов, в т. ч. 48 дел из «списка 104-х», чиновники, видимо, предпочли закрыть глаза на неудобные нормы права и перешли от слов к делу.

Снос киосков

Фото Коммерсантъ/Кристина Кормилицына  

Как пояснил депутат Госдумы РФ Дмитрий Гудков, в мэрии спешно организовали строительство газо- и водопроводов вблизи спорных объектов. Именно это послужило формальным основанием для сноса зданий. Все документы на недвижимость и вынесенные в пользу предпринимателей судебные решения мэр Москвы Сергей Собянин назвал «бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем». Под тяжелой строительной техникой рухнули не только стены магазинчиков, но и гарантированная Конституцией РФ неприкосновенность частной собственности, и все слабеющая надежда на судебную защиту. Последняя, кстати, тоже гарантируется нам основным законом страны. Впрочем Конституционный суд РФ до сих пор не принял решения по жалобе владельцев снесенных построек. Верховный суд оказался более скор в суждениях, предсказуемо поддержав мэрию Москвы. 

Страна под снос

О том, что «ночь длинных ковшей» станет началом новой эпохи, предупреждали многие. Так, глава московского отделения партии «Яблоко» Сергей Митрохин заявлял о неком негласном списке строений под снос, включающем 364 объекта. Слова Митрохина многие восприняли скептически, поскольку сама цифра не имела твердого обоснования. Однако сегодня, в свете нового списка из 107 строений, заявление Митрохина воспринимается совершенно иначе. К тому же глава Госинспекции по недвижимости г. Москвы Сергей Шогуров сразу вслед за «ночью длинных ковшей» заявил, что борьба с самостроем в столице будет продолжена. Методы этой борьбы лучше всего иллюстрируют слова Шогурова о выписке из ЕГРП, которая «не доказывает права собственности на самострой и не является препятствием для предъявления требований о сносе».

Впрочем, Москву не зря называют купеческим городом − торг здесь всегда уместен. В настоящее время список строений под снос прописан сразу в двух актах Правительства Москвы: уже упомянутом постановлении №829-ПП от 12 декабря 2015 года и постановлении №819 от 11 декабря 2013 года. Снос в рамках постановления №819 проводился всегда только после решений суда о признании постройки самовольной. Список объектов в приложении к данному постановлению регулярно растет. И вот здесь, оценив масштаб происходящего, мэрия оказалась не прочь подзаработать на этом. Для владельцев, чьи помещения перечислены в постановлении №819, создана процедура легализации. По заявке собственника ГЗК Москвы рассматривает возможность сохранить сооружение при условии оплаты штрафа. Размер штрафа, по данным «Новой газеты», варьируется от 7 до 30 тыс. рублей за 1 кв. м в зависимости от расположения постройки. Загнанные в угол владельцы платят, мэрия охотно зарабатывает. Учитывая, что сегодня в постановлении №819 уже более 2,3 тыс. объектов, возможности для заработка безграничны.

Куда более устрашающим выглядит энтузиазм чиновников в регионах, бойко подхвативших инициативу Москвы. Так, администрация Севастополя уже 12 февраля на официальном портале ведомства рапортовала о сносе первых «самостроев», пообещав снести в общей сложности 938 объектов. В основном речь идет о ларьках и киосках. Суд в контексте уничтожения частной собственности даже не упоминался. Что появится месте уничтоженных ларьков − остается загадкой. Строительную технику успели пустить в ход и в ряде других городов − Барнауле, Казани, Санкт-Петербурге. Летом этого года Правительство Крыма, присвоив себе функции суда, признало незаконными 241 строение в Ялте и Алуште. Участь построек, а равно и их владельцев, предрешена.

Равенство бесправия

Произошедшее раскололо общество на два лагеря. Первые радуются сносу уродливых ларьков, ставших символом нищих 90-х, и лелеют светлые надежды: кто-то о современных моллах, кто-то о восстановлении исторического вида Москвы. Вторые с ужасом смотрят в собственное будущее: если сегодня градоначальники с легкостью сносят ларьки, кто помешает им завтра сравнять с землей жилой дом? Мы не будем вдаваться в подробности того, как самозабвенно «сохраняется» исторический облик Москвы. Начатый еще при Лужкове марафон по сносу памятников архитектуры и строительству новодела ничуть не ослаб в эпоху Собянина. Остановимся на вопросе юридически неприкосновенной частной собственности, которая по факту оказалась полностью беззащитной.

Снос киосков

Фото Коммерсантъ/Петр Кассин

Большинство граждан не считает, что массовый снос торговых точек затрагивает их собственные интересы. Да и представители той же столичной мэрии всячески подчеркивают сомнительное прошлое бизнесменов, чьи павильоны снесены. Мол, по закону мы не смогли, зато сделали все по справедливости. Разумеется, владельцы снесенных торговых точек − люди не бедные. И все эти ларьки, бистро и аптеки для них не единственный источник дохода. Но кто сказал, что под снос пойдут только ларьки родом из 90-х? Учитывая то, как исполнительная власть трактует ст. 222 ГК РФ, ковши экскаваторов скоро повиснут над «дачной амнистией».

Собственно, депутаты Госдумы РФ уже в момент принятия данной поправки не скрывали грядущей «ревизии» разбросанных по всей стране дачных домиков. «Первоначально предлагалось урегулировать вопрос самовольных построек именно на территориях этих двух субъектов Федерации (республика Крым и город федерального значения Севастополь − прим. авт.), но впоследствии, проанализировав, проработав данный вопрос, мы приняли решение о том, чтобы распространить эту норму, конечно же, на всю территорию России, и это на самом деле правильно: мы знаем огромное количество случаев, когда на шести сотках строили гостиницы или заводы», − заявил глава Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников на пленарном заседании ГД РФ 3 июля 2015 года. И если сегодня вы видите строительную технику в выпусках новостей, то завтра она появится на ваших крохотных дачах, показавшихся кому-то консервным заводом.

Здесь будет город-сад?

Пришло время разобраться, в чьих интересах наступила «ночь длинных ковшей». Смягчая незабываемую речь о «бумажках, добытых жульническим путем», Собянин пообещал москвичам прекрасные парки и скверы на месте бывших кафе, аптек и магазинов. Тем не менее, конкретных проектов озеленения города на освободившихся территориях представлено не было. Озвучила свое видение благоустройства столицы и РПЦ. Председатель Церковной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов предложил возводить на месте ларьков храмы.

Пока в мэрии обещают сажать сады, на горизонте видны куда более реальные проекты. Причем появились они отнюдь не вчера. Еще в 2014 году был открыт тендер на разработку проектов целого ряда транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Заметим, что снос так называемого «самостроя» сконцентрирован как раз вокруг станций метро «Теплый Стан», «Волжская», «Проспект Вернадского», «Улица 1905 года» и др. В том же году появляется распоряжение Москомархитектуры от 06.03.2014 №22 «Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов транспортно-пересадочных узлов», где перечислены все те же будущие ТПУ. Документ любопытен хотя бы тем, сколько существующих зеленых зон будет «съедено» пересадочными узлами, но нас интересует другое. В недавнем 2014 году муниципалитеты еще не могли разносить в щепки все, что стоит на их пути. Поэтому на официальных ресурсах периодически появлялись сообщения об изъятии земель под строительство ТПУ «Улица 1905 года», а на сайте Стройкомплекса − под ТПУ «Волжская». Разумеется, тогда речь шла о возмездном изъятии земель. Однако через год появились другие веяния.

С появлением в ГК РФ новеллы о внесудебном сносе построек, столичная мэрия взялась освобождать место под будущие ТПУ. Неслучайно бульдозеры обрушились на павильоны возле станции метро «Улица 1905 года». Большую часть их уничтожили еще 9 февраля, в нынешнем списке можно встретить отдельные «недобитые» тогда постройки.

Отдельного внимания заслуживает тендерная документация на разработку ТПУ. В разделе «Требования к содержанию работ» ТЗ включает следующее условие: «Предусмотреть размещение коммерческих площадей в общей площади ТПУ, включая анализ, прогнозирование спроса данных площадей и проведение маркетинговых исследований потребностей покупателя (потребителя) коммерческой зоны ТПУ». Сами москвичи иронично называют ТПУ торгово-пересадочными узлами. Чтобы убедиться, как мало это походит на парки и скверы, достаточно посетить уже действующие ТПУ, например «Планерную».

Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь представила скриншоты некоторых страниц проекта, разработанного по завершении тендера. Объект под названием «Общественно-торговый центр с рекреационной зоной и подземным пространством» в комментариях не нуждается. На схеме функционального зонирования хорошо видно, что данный объект займет большую часть площадей ТПУ.

 Схема технологиеского зонирования

Схема технологического зонирования ТПУ «Улица 1905 года» 

общий вид  

Общий вид ТПУ «Улица 1905 года»

Технико-экономические показатели проекта окончательно все проясняют: коммерческие площади составят более трех четвертей всего ТПУ «Улица 1905 года».

Основные технико-экономические показатели

Таким образом, москвичи получат те же торговые павильоны, только в новом оформлении и, разумеется, с новыми собственниками. В свете сказанного «ночь длинных ковшей» выглядит банальным переделом собственности. Да, товары в новом ТЦ будут качественнее, чем в ларьках, кафе уютнее и вкуснее, а шоппинг в целом комфортнее. Но разве этого ждут те 63% горожан, которые, по данным ВЦИОМ, горячо поддержали Собянина? А главное, чего ждать всем нам, если любые свидетельства, удостоверения и решения судов − всего лишь «бумажки» под гусеницами бульдозера?

Источник: http://crimerussia.ru/gromkie-dela/snos-samostroev-torzhestvo-spravedlivosti-ili-peredel-sobstvennosti/

13
2396
1