Передаем за парковку

На модерации Отложенный

Прошло более трех лет с тех пор как платные парковки вошли в жизнь москвичей. Сколько было потрачено на реализацию проекта платных парковок в Москве и вернулся ли в бюджет города хоть один рубль?

Песня «Я шагаю по Москве» стала для столицы пророческой. Пройти здесь легче, чем проехать. К концу «нулевых» проблема пробок обострилась настолько, что пришедший на пост мэра Собянин объявил борьбу с пробками одной из своих главных задач. Однако чиновники мэрии в решении этой проблемы были парализованы не меньше, чем само дорожное движение. Не растерялся лишь совладелец компании «Аэроэкспресс» и будущий инициатор платных парковок Максим Ликсутов. Молодой бизнесмен уже тогда занимал 189 строчку в рейтинге богатейших людей страны. Ссылаясь на неназванный источник в мэрии Москвы, РБК сообщал о том, что именно Ликсутов, будучи еще гендиректором «Аэроэкспресса», предложил посчитать имеющиеся в столице парковки и привлек к этому незамысловатому мониторингу компанию McKinsey. В самой McKinsey на этот счет упорно отмалчиваются, Ликсутов, как водится, ничего не помнит.

Результаты мониторинга, завершенного осенью 2011 года, предсказуемо продемонстрировали перегруженность всех основных магистралей. Помимо фактов в McKinsey подготовили и рацпредложения. Что может быть рациональнее, чем сделать бесплатное платным? Принцип «Дороги − не для бедных» предложили воплотить путем платных парковок либо платного въезда в центр Москвы. Ликсутов, который в том же году возглавит Департамент транспорта Москвы, выбрал парковки.

Мы за ценой не постоим

Экспериментальные парковки появились на Каретном ряду и Петровке через год − осенью 2012 года. Место выбрали с прицелом на дальнюю перспективу. Минимум жилых домов на этих улицах вызвал минимум недовольства москвичей, и эксперимент превратился в правило. Первые тендеры показали грядущий размах мероприятий и затрат. Тендер на установку первых 150 паркоматов стоимостью 73 млн рублей выиграла компания «НТЦ Измеритель». Заказчиком тендера выступал Департамент капитального ремонта (ДКР), возглавляемый Петром Бирюковым. Ведомство также регулярно проводит тендеры на благоустройство московских улиц, а близкие к Бирюкову структуры неплохо на этом зарабатывают. По загадочному стечению обстоятельств, улицы подрядчик не щадил, разрушив при подключении паркоматов к электросетям новенькую «собянинскую» плитку, в результате чего установка паркоматов обошлась вчетверо дороже.

На этом и сыграл Ликсутов в разгар скандала с подорожавшими на 200% паркоматами. Глава Дептранса предложил впредь закупать самые современные и технологичные паркоматы на солнечных батареях. С того момента платные парковки переданы под крыло Ликсутова, что отнюдь не удешевило новые тендеры.

Ведомство Ликсутова создало государственное казенное учреждение «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП), которое организовывало все последующие тендеры при расширении зоны платной парковки. Так, в 2013 году зону расширяют до Садового кольца и планируют оснастить паркоматами Parkeon (Франция). Три тендера на размещение в общей сложности 350 паркоматов ( тендер № 1, тендер № 2, тендер № 3) выиграла новоиспеченная компания «Аспарк». К моменту своей победы поставщик Parkeon просуществовал на рынке около полугода. Счастливчик словно был создан выигрывать закупки АМПП, ибо в других даже не участвовал. Меж тем, у АМПП есть и другие фавориты, а парковок на всех не хватит. Поэтому при следующем расширении зоны платной парковки занималось ЗАО «Ситроникс-КАСУ». Компания выиграла тендер стоимостью 279,5 млн рублей на установку 444 паркоматов в рамках ТТК. При этом ТЗ тендера сформулировано именно под Parkeon. В штаб-квартире Parkeon, как сообщает РБК, подтвердили поставку 444 паркоматов в России. Вот только официальным дистрибьютором Parkeon в России по-прежнему остается «Аспарк». Эти странности станут понятны, когда мы вернемся к происхождению «Аспарка». Сейчас же речь пойдет о другом аттракционе неслыханной щедрости.

Безвозмездно, что значит даром

В роли мудрой совы с подарками выступает, разумеется, АМПП. Подарки разнообразны − от бюджетных денег до принадлежащей городу земли. Деньги АМПП раздавал в ходе строительства так называемых плоскостных парковок. Осенью 2014 года АМПП провел четыре тендера на создание плоскостных парковок. Победу одержали компании, которые трудно заподозрить в причастности к дорожному строительству. Два тендера на общую сумму свыше 638 млн рублей выиграла компания «Нефтегазстрой» ( тендер № 1, тендер № 2), еще два − ООО «Турбомаш» (тендер № 1, тендер № 2). Сумма контрактов «Турбомаша» превысила 400 млн рублей.

Весной того же года АМПП проводил тендеры на проектирование тех самых плоскостных парковок и электросетей к ним. Общая сумма контрактов превысила 227 млн рублей. Подрядчики должны были построить 57 из спроектированных 103 плоскостных парковок. Путем нехитрых вычислений мы обнаружим, что стоимость одной парковки превышает 17,5 млн рублей. Казалось бы, все идет своим чередом. Но в государственных тендерах всегда есть место чуду и, по данным блогера ezhick, 18 из 57 будущих парковок благополучно стояли на положенных местах еще до окончания тендеров. Впоследствии эту информацию подтвердили корреспонденты РБК. Таким образом, АМПП уже подарил «Нефтегазстрою» и «Турбомашу» более 315 млн рублей. Если же добавить к этому сумму, выброшенную на фиктивное проектирование, размер «подарка» приблизится к 500 тыс. рублей. На этом подношения не закончились.

Как и стоило ожидать, подрядчики не выполнили контракты даже по оставшимся 39 парковкам. АМПП предъявил иски и к «Нефтегазстрою», и к «Турбомашу», проиграв оба дела. Зато «Нефтегазстрой» благодаря юридическим проколам АМПП смог вернуть себе еще и обеспечение по контракту в размере более 72 млн рублей.

 

Подобное случалось и раньше. Например, АМПП подарили известнейшей столичной гостинице «Метрополь» землю под парковку. Договор о совместной деятельности между АМПП и владельцем «Метрополя» компанией «Охотный Ряд Делюкс» предполагает абсолютно бесплатную передачу последнему земельного участка под плоскостную парковку. Причем на Публичной кадастровой карте Росреестра участок с кадастровым номером 77:01:011008:077 просто не существует. Каким образом никому не принадлежащий участок попал к АМПП − остается загадкой. Вот так, безо всяких на то оснований, участок в самом сердце Москвы захвачен владельцами «Метрополя». АМПП разбазаривает, Ликсутов, судя по всему, одобряет.

Договор1.jpg

17.47.25.jpg

договор2.jpg

Ищи, кому выгодно

Введение платных парковок позиционировалось как всесторонне выгодный проект. Выгоду, естественно, должны были ощутить москвичи, по чьим «горячим просьбам» зону платной парковки все время расширяют. По данным «Ведомостей», к началу 2016 года мэрия Москвы потратила на платные парковки в общей сложности 16 млрд рублей. Максим Ликсутов, недолго думая, отверг сведения издания, добросовестно ссылающегося на Дептранс Москвы. По его словам, расходы составили 7,4 млрд рублей. Видимо, не интересуется Ликсутов закупками подотчетного Дептрансу АМПП, а тот уже 12 млрд потратить успел. Из них на 2016 год приходится не более 700 млн рублей. Еще свыше 1,9 млрд рублей потрачено к началу 2016 года на зарплаты сотрудникам АМПП. Можно и дальше вгрызаться в цифры, но даже эти факты говорят сами за себя.

Принятое в 2012 году постановление Правительства Москвы «О стимулировании управ районов г. Москвы» обещало москвичам, что доходы от платных парковок пойдут в управы. Пресс-служба АМПП сообщила «Ведомостям», что в 2014 году учреждение перевело в бюджет города 2,09 млрд рублей, а в 2015 году − целых 3,45 млрд рублей. Ответ на простой вопрос «где деньги?», увы, не радует. В 2014 году все управы ЦАО гордо публиковали фото детских площадок, отремонтированных балконов и прочего, не забывая благодарить платные парковки. Однако год спустя, когда денег стало больше, распорядились ими иначе. Львиная доля средств была направлена на «Мою улицу», ненавидимую москвичами едва ли не больше платных парковок.

Несмотря на миллионы возмущенных, кое-кто остался доволен абсолютно всем. И вот здесь мы должны вернуться к дистрибьютору паркоматов Parkeon компании «Аспарк». Как следует из данных СПАРК, в 2013 году, когда «Аспарк» выиграл тендеры на установку паркоматов, среди его владельцев значились Андрей Арефьев, Александр Менн, Ирина Морозова, ООО «Эмахт» и Соня Соколова. К настоящему времени в числе владельцев остались лишь первые трое. Интерес для нас в этой шестерке представляет только компания «Эмахт», в которой на тот момент одним из учредителей был Дмитрий Толстенко. Какое-то время он даже занимал пост гендиректора «Эмахта». Дочки «Эмахта», по данным РБК, в бытность Толстенко в компании также были обеспечены госзаказами, непосредственно относящимися к Дептрансу Москвы. Взаимному притяжению Толстенко и Дептранса нашлось весьма простое объяснение.

В прошлом Толстенко довелось поработать со структурами, возглавляемыми хорошо нам знакомым Максимом Ликсутовым. Так, другой гендиректор «Эмахта» Артем Дедов ранее являлся заместителем гендиректора компании «Дальмостострой». Соответствующая запись есть и на его странице в LinkedIn. В середине 2000-х «Ведомости» сообщали о покупке «Дальмостостроя» структурами, подконтрольными «Трансгрупп», в котором Ликсутову до госслужбы принадлежала доля в 25%. Прямыми владельцами «Дальмостостроя» выступали акционеры «Новосибирскавтодора», где все тот же Ликсутов заседал в совете директоров. Несмотря на то, что Ликсутов и Толстенко категорически друг друга не помнят, в былые времена именно Толстенко занял пост гендиректора некого ООО «Элара». Учредителем «Элары» был председатель совета директоров «Новосибирскавтодора» Дмитрием Пингасовым. Мог ли Толстенко так тесно сотрудничать с одним членом совдира «Новосибирскавтодора» и совсем не знать другого члена совета? Ответ слишком очевиден.

Таким образом, молодой и перспективный Ликсутов отличается от умело «задвинутого» им Бюрюкова только финансовыми аппетитами молодого организма. Потому и закупки со стороны Дептранса окружены такими же молодыми и голодными, а главное − хорошо знакомыми главе Дептранса бизнесменами. В родной для Ликсутова Эстонии его называют «транзитным миллионером». Быть может, платные парковки убыточны оттого, что их куратор здесь транзитом?