Журналиста приговорили к 3,5 годам колонии за пропаганду проведения референдума

На модерации Отложенный

Журналиста Александра Соколова приговорили к 3,5 годам колонии за экстремизм. Что он предлагал сделать?

В четверг 10 июня суд приговорил к 3,5 годам колонии общего режима специального корреспондента издания РБК Александра Соколова, его признали виновным в участии в запрещенной экстремистской организации и пропаганде проведения референдума.

Соколова и еще троих его соратников Валерий Парфенов, Кирилл Барабаш и Юрий Мухин, которые находятся под стражей уже два года, суд признал виновными по экстремистской статье 282.2, по ней им грозило до 10 лет лишения свободы. Мухина приговорили к 4 годам условно. Свою вину участники процесса не признают.

 

Кто такой Соколов?

Александр Соколов – один из главных журналистов-расследователей старой редакции медиахолдинга РБК. За время своей профессиональной деятельности он опубликовал множество расследований о коррупции в России, включая материалы о хищении средств при строительстве космодрома "Восточный", исследования о благосостоянии и безработице тысячи вымирающих городов в России, а также о растущих зарплатах чиновников.

По свидетельствам бывшего главного редактора РБК Романа Баданина, во время расследований схем коррупции на сотрудников издания активно давили, угрожали и намекали на взятки.

Незадолго до своего ареста Соколов защитил кандидатскую диссертацию по экономике о коррупции в России. Соколов исследовал неэффективное расходование средств государственными компаниями как "Роснано", "Олимпстрой", "Ростех" и "Росатом". По словам журналиста, сотрудники прокуратуры рассказали ему, что руководство "Ростеха" осталось недовольным содержанием диссертации.

У журналиста несколько раз проходили обыски: первый прошел 5 февраля 2014 года, за несколько дней до начала Олимпиады в Сочи и в то время, когда диссертация была на утверждении в комиссии университета.

Официально Соколова при этом обвинили в регистрации сайта экстремистской организации.

 

Экстремизм и "Армия воли народа"

Соколова и трех его соратников Валерия Парфенова, Кирилла Барабаша и Юрия Мухина задержали в июле 2015 года по подозрению в участии в организации "Инициативная группа по проведению референдума "За ответственную власть" (ИГПР "ЗОВ").

Участники группы агитировали за изменение Конституцию и предлагали россиянам оценивать итоги деятельности политической элиты. В случае неудовлетворенности большинства, руководство страны бы ожидала уголовная ответственность. Также они предлагали упразднить неприкосновенность чиновников.

По мнению следствия, эта группа была связана с другой организацией – "Армией воли народа", которую еще в 2010 году власти признали экстремистской за подобные призывы к референдумам и тоже запретили. Более того, один из подсудимых, Юрий Мухин, был одним из создателей "АВН" и уже ранее был приговорен к двум годам условно за призывы к экстремизму через средства массовой информации.

Как считают следователи, обвиняемые не прекратили деятельность "Армии", а только сменили название организации. Более того, обвинение настаивает, что целью организации было не проведение референдума, а "распространение экстремистских идей, направленных на насильственное свержение конституционного строя", а также оправдание терроризма и разжигание вражды и ненависти.

 

На защите журналиста

Незадолго до оглашения приговора 282 российских журналиста подписали открытое обращение в поддержку Соколова и с требованием его освободить. По мнению коллег, в действиях Соколова нет состава уголовного преступления, в котором его обвиняют.

Правозащитный центр "Мемориал" признал Соколова и других трех подозреваемых по этому делу политзаключенными. Центр, как и сам Соколов, считает, что обвинения связаны с его журналистской и научной деятельностью. В конце 2016 года международная организация "Репортеры без границ" также призвала российское правительство немедленно отпустить Соколова из-под стражи.

Уполномоченный по правам человека в России Татяна Москалькова направляла Генпрокуратуру обращение с просьбой проверить законность обвинений и продления ареста Соколову. Делом журналиста-расследователя также занимается Европейский суд по правам человека.