Выключит ли Лукашенко российский телевизор?

На модерации Отложенный

«Холодная война» между Минском и Москвой начнется в медийном пространстве. Президент Белоруссии уже обязал свои СМИ бороться с «инсинуациями и ложью».

После почти что провальных для белорусской стороны недавних переговоров по углеводородам в Сочи между Минском и Москвой, похоже, начинается «холодная война». Александр Лукашенко, никак не прокомментировав свою встречу с президентом РФ, 11 февраля провел совещание с руководителями государственных СМИ Белоруссии, объяснив им «кто виноват и что делать».

Надо понимать специфику белорусского медиа-пространства: в стране нет частных теле- и радиостанций, которые вещали бы на общественно-политическую или экономическую тематику — этот сектор на 100% занят государством и российскими телеканалами. Частные газеты есть, но в негосударственную политическую прессу никто не рискует давать рекламу — немногочисленным изданиям приходится жить на зарубежные гранты и постоянно пребывать в положении «не закрыли сегодня — закроют завтра». Остается интернет, но почти весь топ популярных у белорусов сайтов — российские ресурсы. Сказывается отсутствие языкового барьера и намного более высокое качество российского контента.

На совещании Лукашенко нарисовал мрачную картину: родная страна находится в окружении недоброжелателей, и нужно помнить, что «составной частью независимости государства является информационный суверенитет — право проводить собственную информполитику, формировать национальную информационную инфраструктуру, обеспечивать информбезопасность». «И это право мы как суверенное и независимое государство должны отстаивать во что бы то ни стало, в том числе на информационном поле. Казалось бы, что нам еще тут бороться и воевать на этом поле? Но, увы, приходится», — заявил он.

Глава Белоруссии также отметил, что в эфире государственных СМИ не хватает остроты и оперативности, зато много зависимости от зарубежного контента: «Я этого просто не понимаю. Наше пространство, наше телевидение, наш телевизор, наш канал — пора уже решить главную проблему: это наше. А если кто-то хочет сюда прийти — пожалуйста, как мы туда. Платите деньги, спросите разрешения, дайте свой товар, продукт, мы посмотрим — может быть. Это ваша первейшая обязанность».

Указал Лукашенко и на то, откуда исходит опасность «информационному суверенитету» Белоруссии. По его словам, на недавней встрече с президентом России в Сочи он, помимо прочего, обсуждал, что пишут про Белоруссию в российских СМИ и Telegram-каналах. По его словам, страна со всех сторон пронизана различными медийными потоками, многие из них откровенно деструктивны.

«Беларусь находится в самом сложном в этом плане отношении. И не надо нас сравнивать с государствами, такими, вроде бы, как мы: Швейцарией, Австрией и так далее. Абсолютно нельзя, потому что эти государства существуют в составе мощного, огромного Евросоюза, опираются на своих союзников, — отметил белорусский лидер. — Мы же находимся в таком положении, что нам и от союзников достается, и от врагов. И в этом плане Беларусь простреливается со всех сторон. Да и в крупных зарубежных СМИ в отношении нашей страны часто появляются инсинуации, а порой и вовсе заведомая ложь и клевета».



Начальник Белоруссии рассказал, как попросил секретаря, чтобы ему подготовили подборку последних публикаций в российских СМИ — крупных, мелких, Telegram-каналах, а потом обсудил этот вопрос с Владимиром Путиным — но безрезультатно. «Он говорит: ты знаешь, страна большая… Вот и в последний раз с Медведевым, Путиным втроем мы встречались, затронули эти темы. Говорит: это не мы. Говорю: как это „не мы“, если за этим каналом стоит вот такой и такой человек? И называю фамилии известные, которые люто ненавидят или же за деньги что-то начинают в наш адрес искажать», — так несколько сумбурно Лукашенко пересказал свой разговор с российским коллегой.

Многие наблюдатели поспешили предположить, что теперь в Белоруссии будет резко ограничено вещание российских телеканалов. Собственно, и сейчас оно не свободное — например, посмотреть канал «Россия 24» нельзя. Он изначально не имеет разрешения на вещание в Республике Беларусь. А в Белоруссии работает принцип: что не разрешено — то запрещено. Но теперь заговорили об «украинском варианте» блокирования недружественных СМИ: через полное отключение российского ТВ и блокировку интернет-ресурсов. Напомним, что на Украине недоступны все сервисы «Яндекса» и Mail.ru, сайты РИА «Новости», ТАСС, многие другие ресурсы и даже inosmi.ru. Однако эксперты не считают, что подобным путем пойдут и белорусские власти.

«О блокаде российских СМИ речь не идет. Скорее стоит вопрос о модернизации белорусской пропагандистской машины. Проблема (для власти) в том, что сегодня российские нарративы транслируют и белорусские СМИ. Министр информации Александр Карлюкевич уже говорил о необходимости борьбы с фейками. Возможно будет разработан нормативный акт, но пока его в работе вроде бы нет, — сказал „Росбалту“ белоруссий медиа-эксперт Павлюк Быковский. — Однако украинский сценарий не рассматривается. Что касается Телеграма, на который в последнее время так много нареканий у белорусского президента, то, наверное, будет увеличено присутствие в нем белорусских госСМИ и некоторых пресс-служб. Наверняка печальный опыт российских попыток его заблокировать белорусские „органы“ уже учли».

Александр Григорьевич не в первый раз высказывает претензии в адрес белорусских госСМИ, которые хорошо кормятся из бюджета, но совершенно не способны на эффективные действия в современном медиа-пространстве. (Вечерние выпуски новостей на белорусском госТВ вообще до зубной боли напоминают программу «Время» в СССР.)

Однако впервые такие упреки и требования «любой ценой что-то сделать» прозвучали в плотной связке с неурядицами в отношениях с Москвой, экономическими провалами и одновременно — в преддверии президентской кампании. Лукашенко хорошо помнит 2010 год, с его информационными вбросами из РФ накануне выборов — чего стоил один только документальный сериал «Крестный Батька», показанный НТВ. Так что теперь в медийном пространстве Белоруссии может развернуться нешуточная война за влияние на умы.