В Новосибирске полицейский заснял встречу эфэсбэшника с бандитами. На него завели дела

На модерации Отложенный

На новосибирского полицейского Станислава Кулькова возбудили два уголовных дела после того, как он сфотографировал встречу сотрудников МВД и ФСБ с местным криминальным авторитетом. Об этой истории рассказывает «Тайга-инфо». 

31-летний полицейский Кульков служил в уголовном розыске областного управления МВД, в 2015 году он получил звание капитана. Сначала боролся с наркотиками, после перешел в отдел, отвечающий за борьбу с этническими преступными группами. 

Во время расследования одного из конфликтов между преступными группировками Кульков вышел на Андраника Мурадяна по прозвищу Андо. Этот человек был посредником в выдаче займов. По информации «Тайги.инфо», он мог работать вместе с Виктором Михайличенко по прозвищу Выключатель. Деньги давались под 20% в месяц, но на последнем платеже должникам могли заявить, что они задержали выплату на несколько дней, описывает схему Кульков. 

Андо подозревали в вымогательствах. По нему велась планомерная оперативная работа, рассказал бывший полицейский. Он нашел несколько пострадавших, но никто не хотел становиться потерпевшим, опасаясь за свою жизнь. При этом Кулькова предупреждали, что Андо связан с ФСБ. Один из пострадавших в итоге рассказал Андо о том, что Кульков ведет его разработку.

«Мне звонит человек, говорит: „По твоей жопе сегодня будет встреча“. 

В ресторане Beerman, около ГУ МВД по Новосибирской области. Я понимаю, что там будет кто-то из сотрудников, потому что зачем иначе встречаться рядом с ГУ МВД. Подъезжаю, а там один с ОСБ [отдел собственной безопасности], другой — с ФСБ, а с ними Андо, его руководитель и один из потерпевших. Я это сфотографировал и уехал. Выслал фотки всего двум людям, чтобы проверить участников встречи — у них же на лбу „ФСБ“ и „ОСБ“ не написано».

Кульков был уверен, что о фотографиях не станет известно, но напрасно. Через некоторое время ему неофициально сказали «ты отработал».

Мурадян так и не стал фигурантом уголовного дела — он был убит 25 июня 2019 года одним из заемщиков, у которого отобрали последнее жилье. 

В июне 2018 года Кульков стал подозреваемым по делу о вымогательстве в крупном размере. Заявление на него написала жительница Липовцева, занимающаяся в Новосибирске, по словам полицейского, обналом.

Эту женщину Кульков знает. Несколько лет назад он одолжил 500 тыс. рублей своему знакомому, а тот впоследствии сказал, что Липовцева должна ему 2,5 млн рублей, из которых он и отдаст Кулькову долг. Липовцева на совместной встрече подтвердила, что деньги отдаст, но постоянно «кормила завтраками». 

В апреле 2018 года Кулькову пришло SMS от Липовцевой с просьбой встретиться. Он ехал на машине со своим знакомым по фамилии Данкутян. 

«Мы подъехали к ее офису, она выходит и ни с чего начинает диалог: „Стас, я боюсь, вы снова будете меня бить“. Я говорю: „Наташ, ты о чем?“ Она начинает нагнетать. Ну, я уехал. 100% меня уже писали [на диктофон]», — считает бывший оперативник.

Липовцева тут же подала заявление начальнику отдела по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД по Новосибирской области Сергею Перышкину. В нем она рассказала, что Кульков вымогал у нее деньги под угрозой насилия, а также о том, что на нее напали двое мужчин в подъезде и это были Кульков и Данкутян. 

Полицейского и его знакомого, которому вменили и статью 163 («Вымогательство»), и статью 116 УК РФ («Побои»), арестовали.

При этом следователь СК РФ получила дело за два часа до истечения срока задержания мужчин и «не глядя» отправила в суд ходатайство об избрании меры пресечения, отметил Кульков.

В конце августа полицейский вышел под домашний арест и предъявил следствию записи со своего телефона, доказывающие его невиновность. Кроме того, экспертиза видео нападения на Липовцеву подтвердила, что ни Кульков, ни Данкутян не подходят по росту к нападавшим.

Тем не менее 13 сентября 2018 года капитана полиции Кулькова уволили «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». В декабре следователь переквалифицировала часть 3 статьи 163 («Вымогательство») на часть 2 статьи 330 УК РФ («Самоуправство») и попросила признать вину. Он отказался. 

Дело по статье 330 УК РФ на Кулькова закрыли 22 октября 2019 года. «По результатам анализа собранных доказательств следствие относится критически к показаниям потерпевшей Липовцевой, поскольку ею неоднократно менялись показания на предварительном следствии», — говорится постановлении следователя, копия которого имеется в распоряжении «Тайги.инфо».

Но уже после того, как стало понятно, что дело с «вымогательством» разваливается, на Кулькова завели еще одно. На этот раз — напрямую по материалам ФСБ.

Осенью 2016 года Кульков получил в Новосибирском областном суде разрешение на прослушку «телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи» в отношении подозреваемого в участии в «этнической ОПС». Он провел детализациию телефонных соединений женщины, у которой мог скрываться подозреваемый. После этого он расспросил о детализации своего информатора. 

Именно это раскрытие детализации и вменили Кулькову, который, по версии следствия, «ввел суд в заблуждение». В мае 2019 года на него завели дело по части 2 статьи 138 («Нарушение тайны телефонных переговоров с использованием служебного положения») и части 1 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

«Но им нужны потерпевшие. И вот людей [из детализации] вызывают и рассказывают, что поймали банду мошенников, которые собирали ваши данные, чтобы взять огромный кредит, — узнал Кульков. — Напишите заявление [о преступлении], и вам 200 тыс. будет выплачено [по гражданскому иску]».

В деле два эпизода «нарушения тайны телефонных переговоров». При этом одну из «потерпевших» сотрудники ФСБ «вчетвером кошмарили четыре часа», и она отказалась подписать протокол, утверждает экс-полицейский. Затем уже у следователя она подписала «какую-то бумагу», и это оказалось постановление о привлечении в качестве потерпевшей. Женщина наняла адвоката и заявила, что потерпевшей себя не считает, более того, она не допрошена в качестве потерпевшей.

Станислав Кульков уверен, что уголовные дела сфабрикованы. Он обратил внимание, что его уволили из органов еще до суда и на основании дела, которое в итоге закрыли (по вымогательству у Липовцевой): «Я перебежал дорогу кому-то из людей, которые что-то могут в этой жизни».

Бывший полицейский считает, что следствие все-таки передаст дела в суд. Он будет настаивать на невиновности, но пытаться восстановиться на службе уже не планирует.