В чем измерять силу Навального

На модерации Отложенный

Уже несколько раз из провластного лагеря звучала мысль о том, что Навальный не опасен режиму, поскольку у него-де рейтинг невысокий. На самом деле это аргумент от лукавого.

Навальный — протестный политик, и его сила не измеряется в процентах его собственного рейтинга. Ее надо мерить в тех процентах, которые он отнял у Путина и «Единой России». Политики типа Навального выполняют работу, которая не ведет к росту их личной популярности. Они — гонцы, приносящие плохие новости.

Вот представьте, живет себе среднестатистический россиянин, который думает, что у власти в стране патриоты, ведущие ее к светлому будущему, и тут вдруг — раз! — врывается к нему Навальный и говорит: «Нет, все не так! У власти не патриоты, а коррупционеры и жулики, которые, пока вы тут сидите и патриотические сказки слушаете, всю страну разворовали». Человеку что, приятно это слышать? Навальный ему радостную новость сообщил?.. Да раньше за такие новости гонцам головы отрубали.

 

Активность протестного политика плохо конвертируется в его личную популярность.

Он ведь не о себе рассказывает, не за себя агитирует; он рассказывает о властях и агитирует против них. Поэтому измерять силу Навального в процентах его собственного рейтинга — это не умнее, чем измерять удава в попугаях.

Конечно, в те решающие моменты, когда система начинает сыпаться окончательно, личные рейтинги ее критиков начинают расти. На какой-то момент общество как бы демонстрирует признательность тем, кто открыл ему глаза. Обычно этот период, однако, не бывает долгим. Кстати, тот факт, что одобрение деятельности Навального за последний год выросло вдвое — с 9% до 20%, — вполне можно проинтерпретировать как подтверждение того, что режим вступил в фазу окончательного упадка.

А еще надо иметь в виду, что сторонники Навального очень активны. Гораздо более активны, чем среднестатистический избиратель. Поэтому при явке в 50% его 20% легко превратятся в 30-35%. А что будет через год — на думских выборах? Ведь 30-35% обычно бывает достаточно, чтобы выиграть одномандатный округ.