Традиции бывают разные

На модерации Отложенный

В современной России любят подчеркивать важность традиций, видя в них нечто многовековое, уходящее корнями в седую древность. С 1990-х годов, с появления нового варианта закона о свободе совести и введения в обиход понятия «традиционные конфессии», которые противопоставлялись «нетрадиционным» для России. Но мне вспоминается реакция одного протестанта (кажется, баптиста) на эту тогдашнюю законодательную новацию. Он сказал, что мы в России тоже традиционные — нас традиционно преследовали. Еще с XIX века. Что по меркам современных поколений уже давно.

Ведь традиции бывают разные. Для Франции, где радикальный исламист убил учителя, мейнстримную традицию в немалой степени определили Вольтер и другие просветители, саркастически отзывавшиеся о религиях и продвигавшие не только культ знаний об окружающем мире, но и принцип свободного рассуждения на религиозные темы.

«Энциклопедия» Вольтера-Дидро-д’Аламбера — это мощная идейная сила, оказавшая сильнейшее влияние не только на лидеров революции, но и на Наполеона (который прагматично использовал религию в политических целях для легитимации своей власти среди французского крестьянства, но не более того). Потом это стало одной из основ республиканской традиции, доминирующей в системе образования с законов Жюля Ферри, принятых в 1881–1882 годах, то есть почти полтора столетия назад. Эта традиция еще более укрепилась после «дела Дрейфуса» и ее не смог сломать режим Виши. Поэтому против французской традиции пошел не учитель, а его убийца.