«Наказание превращается в расправу»

На модерации Отложенный

Адвокат Вадим Клювгант: последовательные аресты оппозиционеров — злоупотребление правом

Практика последовательного назначения одного административного ареста за другим противоречит духу и смыслу административного наказания. Такое мнение в беседе со Znak.com высказал партнер коллегии адвокатов Pen& Paper Вадим Клювгант, комментируя действия правоохранительных органов и судов, которые отправляют оппозиционеров под арест сразу после окончания срока предыдущего ареста. «В этом случае наказание превращается в расправу», — заявил Вадим Клювгант.

«Когда я впервые узнал об этом ноу-хау, мне вспомнилась сказанная по другому поводу фраза Владимира Ленина: по форме правильно, а по сути издевательство, — говорит Клювгант. — С точки зрения буквы закона, правоохранительные органы и суды вроде бы находят новые нарушения и назначают наказания. Но это очевидное злоупотребление правом. Административный арест не может перерастать в уголовное наказание».

По словам Вадима Клювганта, ситуацию могло бы исправить введение в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) норм о назначении наказания по совокупности. Аналогичные нормы применяются в уголовном законодательстве (69-я и 70-я статьи УК РФ) и устанавливают верхний предел срока лишения свободы, к которому может быть приговорен обвиняемый, судимый за несколько преступлений. 

Кроме того, полагает Вадим Клювгант, должны быть установлены предельные сроки разбирательств по административным делам, опять же по аналогии с уголовным законом. Сейчас в КоАП ограничения сроков нет, что дает возможность правоохранительным органам дожидаться окончания срока наказания и направлять материал по новому нарушению в суд. В случае оппозиционеров это выглядит особенно абсурдно, так как обычно их судят по статьям, не предусматривающим даже административного разбирательства, а лишь на основании составленного полицейскими протокола.

Юлия Галямина, отбыв 25 суток ареста, в среду была задержана сразу после выхода из спецприемникаЮлия Галямина, отбыв 25 суток ареста, в среду была задержана сразу после выхода из спецприемникаЕвгений Одиноков / РИА Новости

Актуален вопрос и о сроках давности для разных административных правонарушений, считает Вадим Клювгант.

Сейчас сроки по разным видам правонарушений варьируются от двух месяцев до шести лет (статья 4.5 КоАП). Как считает адвокат, срок давности может быть установлен по двум критериям в совокупности: с момента совершения нарушения и с момента обнаружения уполномоченным органом. «Второй как раз является защитой от волокиты. Например, в дисциплинарном производстве в адвокатуре срок давности с момента совершения проступка два года, а с момента его обнаружения (когда о нем стало известно адвокатской палате) — шесть месяцев. Если любой из них истек — наказать нельзя», — привел пример Клювгант.

По мнению адвоката, сложившая практика использования административных арестов как способа расправы над оппозиционерами может стать поводом для дискуссии в юридическом сообществе, которое могло бы выработать предложения по изменению законодательства.

Напомним, сегодня стало известно, что сразу после выхода из спецприемника после 25 суток ареста была вновь задержана муниципальный депутат и незарегистрированный кандидат в Мосгорудму Юлия Галямина. Ей грозит третий арест подряд. До этого аналогичным образом «продлевался» арест Ильи Яшина (вчера он был арестован на 10 суток четвертый раз подряд). Глава избирательного штаба Алексея Навального Леонид Волков в этом году приговаривался к двум административным арестам подряд за один и тот же видеострим о митингах. Осенью 2018 года аналогичным образом два раза подряд был арестован Алексей Навальный, который в совокупности провел под арестом 50 суток. При этом максимальный срок административного ареста по КоАП составляет 30 суток.