Москва берет у Минска «свое»

На модерации Отложенный

Александру Лукашенко придется дорого заплатить за поддержку, которую ему предоставила Россия в ходе «белорусской революции». И не факт, что это поможет ему удержать власть.

С первых дней массовых протестов в Белоруссии Александр Лукашенко звонил своему российскому коллеге буквально каждый день — просил о помощи. И, похоже, в итоге был услышан. Встреча двух президентов уже анонсирована (Лукашенко приедет в Москву), хотя дата еще неизвестна. Последние несколько дней новости о встречах российских и белорусских чиновников идут одна за одной. Все выглядит так, словно в отношениях между Минском и Москвой «прорвало плотину».

Накануне российскую столицу посетил глава МИД Белоруссии Владимир Макей, а на пятницу запланирован приезд в РФ министра обороны Белоруссии Виктора Хренина.

«Белнефтехим» и российские нефтяные компании уже начали переговоры по условиям контрактов на 2021 год: российская сторона предлагает оставить неизменной формулу ценообразования, действующую в 2020-м. Об этом журналистам рассказал министр энергетики РФ Александр Новак. Причем нефть, оговорился он, будет поставляться по коммерческим ценам.

Также, по его словам, стороны договорились в ближайшее время урегулировать вопрос во взаиморасчетах за поставленный газ. «Здесь необходимо провести сверку. Есть, с одной стороны, задолженность в размере $328 млн за поставки газа. В том числе есть предоплата в размере $101 млн. Это две цифры, которые сегодня учитываются во взаиморасчетах», — уточнил российский министр.

Одновременно были сняты все препоны на пути транзита российских энергоносителей в Европу через территорию Белоруссии. Напомним, что в начале этого года (да и прежде неоднократно) Александр Лукашенко не раз шантажировал Москву, перекрывая или ограничивая нефтегазовый транзит.

Далее: Минск и Москва обсудили возможность переброски потоков белорусского экспорта из Литвы и Латвии в Россию, в частности, в Усть-Лугу. РФ давно настаивала на этом, но транзит через незамерзающие литовские и латвийские порты для белорусских экспортеров был короче и намного выгоднее. Но теперь Александр Григорьевич обиделся на прибалтийские страны за то, что они не признали его законно избранным президентом, и повелел «переключить» транзит.

Решено провести Совет министров Союзного государства РФ и РБ, чтобы «предметно обсудить» вопросы дальнейшей интеграции двух стран. Наконец, в четверг в Минск прилетел российский премьер Михаил Мишустин. Около полутора часов он беседовал с Александром Лукашенко, а затем еще два шла встреча премьеров двух стран с участием делегаций. Президент Белоруссии заявил, что рассчитывает на встрече с Владимиром Путиным в Москве окончательно решить «болезненные и чувствительные» вопросы в двусторонних отношениях.

«Окончательно расставим все точки над „i“ по тем вопросам, которые очень чувствительны и болезненны для двух государств», — заявил Лукашенко, беседуя с Мишустиным. Также глава Белоруссии вновь поблагодарил его за помощь в стабилизации белорусской экономики.
«Россия подключилась в тяжелую минуту и помогла хотя бы в экономике серьезно стабилизироваться, — сказал он. — Очень серьезно помогла, особенно в умах людей произошел переворот, что Россия, как братская страна, основной наш экономический партнер и рынок сбыта (почти половину всего мы продаем в России), от нас не отвернулась в эти трудные времена».

Теперь главный вопрос: чем заплатит Александр Лукашенко за московскую поддержку в трудный момент?

Ведь понятно, что одно только путинское публичное признание итогов выборов и легитимности белорусского главы государства обезопасило последнего от очень многих неприятностей — например, от возможного провозглашения законно избранным президентом Светланы Тихановской (повторилась бы венесуэльская история с Николасом Мадуро и Хуаном Гуайдо).

Сейчас все аналитики сходятся во мнении, что выбора нет: приехав в Москву, Александр Лукашенко подпишет там все дорожные карты по углубленной интеграции двух стран. После чего на протяжении нескольких лет Белоруссия потеряет реальный суверенитет, сохранив только его «декоративные» атрибуты вроде герба, гимна, флага и зарубежных посольств.

На сегодняшний день расклад таков: по официальной версии, существует 30 дорожных карт по углубленной интеграции РФ и РБ (по разным вопросам, в основном экономическим), содержание которых, кстати, засекречено. Из них еще в конце 2019 года были согласованы 28, но по двум (о единой налоговой системе и о едином рынке нефти и газа) договориться тогда не получилось.

Дальше — больше. Существует еще 31-я карта, совсем секретная. Точнее, она была таковой, пока про нее не рассказал в декабре 2019-го сам Лукашенко. Он признался журналистам, что в ней прописано создание наднациональных органов управления в Союзном государстве, что в реальности будет означать потерю Белоруссией суверенитета. Правда, тогда же начальник Белоруссии заявил, что ни при каких условиях не станет ее не только подписывать, но и вообще — обсуждать с Путиным. Однако теперь, кажется, все изменилось настолько, что 31-я дорожная карта вновь актуальна.

Вот только получится ли у Лукашенко таким образом «расплатиться суверенитетом за поддержку» с Кремлем — большой вопрос. Сейчас очень высок риск того, что всеобщая нелюбовь к президенту с 26-летним стажем автоматически перенесется на Россию и Путина, если Москва слишком явным образом поможет Лукашенко сохранить свое кресло. Подписание всего пакета дорожных карт будет расценено уже показавшей свою силу улицей как очередное предательство национальных интересов.

Так что очень вероятно, что Мишустин прилетел в Минск как высокопоставленный российский переговорщик, конфидент Владимира Путина, чтобы лично озвучить Лукашенко, условно говоря, два сценария.

«Мягкий» предполагает переговоры Лукашенко с белорусской оппозицией и обществом об условиях и гарантиях своего ухода, освобождение всех политических заключенных, досрочные президентские выборы, конституционную реформу. Для этого к Координационному совету присоединится группа бывших и действующих высокопоставленных белорусских чиновников. Именно с ними Лукашенко должен будет вести переговоры. Гарантами достигнутых соглашений выступят Россия, Германия и Франция с привлечением ОБСЕ и США.

«Жесткий» сценарий — это на случай, если Лукашенко не согласится на диалог с белорусским обществом и оппозицией. Тут уже сложно предположить развитие событий: возможно доведение ситуации до близкой к гражданской войне, после чего белорусы сами попросят Владимира Путина о «гуманитарной интервенции» для прекращения кровопролития.

Пока все идет к тому, что Кремль признает «расширенное» альтернативное правительство легитимным участником диалога с Лукашенко. Отсюда и такие инициативы, как партия «Вместе», создаваемая штабом Виктора Бабарико, и попытки мягко отстранить Светлану Тихановскую от руководства оппозицией.