«Медведей» оставляем, «стариков» отбрасываем

На модерации Отложенный

В процессе так называемой передачи власти в 2021—2024 годах новый состав Госдумы сыграет отнюдь не последнюю роль.

Сценарий выборов в Госдуму в 2021 году пока не определен — конкретные подробности на этот счет вряд ли станут известны раньше весны следующего года. Между тем, уже сейчас понятно, что предстоящие парламентские выборы не будут рутинными. Хотя бы потому, что уже спустя три года после них мы узнаем ответ на чуть ли не главный вопрос текущей политической повестки — останется ли действующий президент у власти и если да, то в каком именно качестве.

В процессе так называемой передачи власти новая Дума сыграет отнюдь не последнюю роль. Депутаты понадобятся на тот случай, если надо будет внести основополагающие изменения в Конституцию, например, продлить президентские полномочия. По этой причине Кремлю нужен предсказуемый и управляемый парламент, чтобы все прошло без лишних выкрутасов и при полной легитимации нужных решений.

Но вот незадача — рейтинг главной опоры власти, партии «Единая Россия», уже опустился ниже 40% и продолжит падать дальше по мере ухудшения уровня жизни в России. Именно эта партия стала ассоциироваться у граждан со всем плохим: непопулярными реформами (прежде всего, повышением пенсионного возраста), коррупцией, непрофессионализмом и спесью чиновников, и так далее.

Как бы ни старались единороссы улучшить свой имидж (вплоть до идеи открыть по всей стране партийные правозащитные центры), помогает это мало. Не сработала и предвыборная уловка с самовыдвиженцами (или «самомедвеженцами», как их прозвала оппозиция). При всей эффективности на последних региональных выборах этот фокус вряд ли удастся провернуть еще раз, так что уже даже лидер «ЕР» Дмитрий Медведев предложил своим соратникам «не прятаться», а честно признаваться избирателям, что идут на выборы от «Единой России».

При этом лепить новую «партию власти» специально под предстоящие выборы в Кремле, судя по всему, так уже и не решатся. Похоже на то, что ставку снова сделают на «Единую Россию», но явно будет и дополнительный, подстраховочный вариант. Так, вовсе не безосновательными кажутся слухи о проработке в президентской администрации варианта с созданием некой условной «партии одномандатников». Именно под нее может быть пересмотрена избирательная система в пользу увеличения числа депутатов, баллотирующихся по мажоритарным округам.

При этом будущие кандидаты-одномандатники действительно пойдут на выборы вне связки с «Единой Россией», а после избрания не станут вливаться  в одноименную фракцию.

Скажем, они создадут в новой Думе отдельную депутатскую группу (возможно, не одну) и даже будут позиционировать себя в качестве независимых, но когда понадобится, вступят в коалицию с единороссами. И вот в кармане у президентской администрации новое послушное конституционное большинство.

Возможное появление «партии одномандатников» объясняет, почему власти вдруг решили реанимировать ОНФ. Именно в его среде будут искать новых «лидеров общественного мнения». Другие возможные источники — доверенные лица президента, работавшие во время его последней избирательной кампании, а также действующий состав Госдумы

Еще одним косвенным подтверждением в пользу реальности варианта с «партией одномандатников» может служить нервозность, которая сейчас царит в системных оппозиционных партиях — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Увеличение мажоритарного представительства до 75% против нынешних 50% станет для них катастрофой по многим причинам, так что в случае реализации такого варианта следует ожидать существенного сокращения присутствия в Думе депутатов от этих политических сил.

Представители старых партий, конечно же, получат думские кресла, но лишь для того, чтобы создать иллюзию многообразия. После этого им позволят тихо кануть в лету вместе со своими бессменными лидерами. Новые вожди ни в КПРФ, ни в ЛДПР, ни в «СР» так и не народились, вот и решили, видимо, в Кремле не тратить время на их модернизацию, раз «пациенту» уже не помочь.

Старую оппозиционную гвардию такое невнимание и равнодушие заметно раздражает. Особенно это видно по коммунистам, представители которых в последнее время начали так жестко критиковать действующие власти, что на ум приходят формулировки статьи об экстремизме. В «Справедливой России» стремятся доказать свою ценность тем, что беспрестанно вносят в Думу популистские законопроекты, а ЛДПР, похоже, снова будет актуализировать «русский вопрос».

В компанию к этим партиям по итогам предстоящих выборов могут пустить пару-тройку депутатов от «системных либералов» — слухи о создании такой партии запущены в информационное пространство, чтобы нейтрализовать несистемную оппозицию в лице Навального.

Все эти возможные пертурбации на партийной поляне не имеют никакого отношения к реальным запросам общества. Ясно одно, российскому избирателю снова постараются задурить голову, и ему не останется ничего, кроме как согласиться играть по навязанным правилам или просто игнорировать выборы, предпочтя им любимый сериал.