Тревожный сигнал

На модерации Отложенный

На Кубани и в Ростовской области параллельно с разной степенью интенсивности развиваются довольно крупные (это, конечно, не Ла-Рошель, но по меркам локальным вполне себе массовые) народные волнения. Кстати, федеральные телеканалы пока молчат.

Безусловно, не стоит преувеличивать и рассуждать всерьез о том, что кубанские трактористы все-таки когда-нибудь доедут до Москвы, что, двигаясь из региона в регион, к ним будут примыкать недовольные фермеры,-просто не позволит местная бюрократическая машина, одна из функций которой, как выясняется, в том, чтобы «тормозить недовольных». Но, несмотря на это, данные эпизоды вполне сгодятся за повод порассуждать о политической системе, в реалиях которой мы живем и принимаем решения.

Согласно теории политических систем, сформулированной американцами Истоном и Алмондом, политическая система-это саморазвивающийся организм, активно реагирующий на внешние факторы, реакция на которые должна превращать эти импульсы из внешних во внутренние, результатом чего становится принятие политических решений. Адекватность генерирования (то есть реакции на внешние посылы) придаёт системе бОльшую стабильность, а неадекватность, наоборот, приводит к кризису.

Это я к чему. Те решения, которые принимаются в целях потушить накаляющиеся отношения между собственниками (которые де-факто на местах с приобретением капитала становятся субъектами политической власти) и рабочими, выглядят как неадекватная реакция на происходящие события.

Вместо того, чтобы выплатить деньги шахтерам, им обещают лишь часть средств, в то время как остальные деньги идут на компенсации директорам обанкротившихся предприятий. Вместо того, чтобы организовать встречу недовольных земледельцев с высшими чинами исполнительной власти, их блокируют гаишники. То есть в преддверии выборов партия власти, делегатами которой являются действующие губернаторы неспокойных регионов, отказывается реагировать на требования своего электората. Понятно, что эта история не про адекватность.

Примерно то же самое было и с дальнобойщиками, и с краснодарскими пенсионерами.

Это сигналы, впоследствии способные стать провозвестниками общероссийской тенденции недовольства исполнительной властью на местах. Проблема в том, что перерабатывать недовольство во взвешенные политические решения элита не в состоянии ввиду нехватки ресурсов (поскольку в условиях экономического кризиса её потребление нисколько не ограничилось) и, очевидно, политической потенции. Чем это сулит? Ответ очевиден: острым кризисом в отношениях в властью.