Демографический протест

На модерации Отложенный

В последнее время все реже можно встретить мамочек с колясками и беременных женщин. Еще год-два назад их было вокруг гораздо больше. Кто-то считает, что причина в пандемии. Не могу с этим согласиться.

Пик рождаемости пришелся в России на 2011–2013 годы, с 2014 года демографическая кривая плавно пошла вниз, а в нынешнем году уже не плавно, а резко. Молодые пары массово отказываются рожать детей. Это не только следствие общеевропейской установки на безудержное потребление и стремление «пожить для себя» и «ни в чем себе не отказывать». На мой взгляд, в нашей стране это одна из форм мирного протеста.

Чтобы не быть голословной, приведу цифры. У меня есть своя репрезентативная выборка.
У моей бабушки (она родилась в 1908 году) было четверо детей (вообще-то пятеро, но один умер от дифтерии в 4 года). У каждого из четверых родилось по два ребенка, потом у этих 8 внуков тоже родились дети — правнуки бабушки. Всего правнуков 17. Самому старшему из них в ноябре исполнилось 37 лет, самой младшей в феврале будет 3 года. Из 17 правнуков один трагически погиб в возрасте 27 лет. Если вынести за скобки четверых младших (3 школьников и 1 дошкольницу) и 22-летнего студента, то остальные 11 человек находятся в настоящий момент в самом репродуктивном возрасте (от 25 до 37 лет). Только двое из них имеют детей (у каждого по два). Остальные 9 (!!!) правнуков потомством не обзавелись, хотя 6 из них продолжительное время живут в браке. 3 пока одиноки, заводить детей не планируют. То есть у моей бабушки, имевшей 4 детей, всего 4 праправнука.

 

У друзей, с которыми давно и по-родственному общаемся, ситуация аналогичная. Большинство их детей — молодых людей в активном репродуктивном возрасте — потомства не имеют (а кто-то и в перспективе не планирует).

Дети моих подруг-одноклассниц тоже в подавляющем большинстве бездетны.

Я знаю, что в экономически развитых странах давно уже тренд на позднее деторождение. Потомством никто из современных европейцев (в отличие от населения Азии и Закавказья) обзаводиться не торопится. Но у нас демографический кризис вызван отнюдь не высоким уровнем жизни. Наша страна экономически отсталая и политически ненадежная.

Чисто теоретически после 35 лет рожать можно, но очень опасно, поскольку возрастает риск произвести на свет нездорового ребенка. Лечение же требует от семьи огромных сил и финансовых вложений (а государство в этом случае практически ничем не помогает). Уверена, что ситуация не изменится до тех пор, пока в стране не поменяется власть.

Молодежь видит, как трудно растить детей, как тяжело обеспечить им нормальные условия, у большинства молодых людей нет перспектив, нет уверенности в завтрашнем дне. В стране нет свобод, нет гарантий безопасности, развалена медицина, небезопасна еда, тревожная криминальная ситуация (каждый день пропадают дети), реальная угроза политических репрессий. Это значит, что рожать детей в нашей стране — осознанно брать на себя все риски. На это могут отважиться лишь самые обеспеченные или самые безбашенные, вообще не думающие о последствиях.

Россия стремительно вымирает не только из-за пандемии. Гораздо больший вред демографии нанесла действующая власть. Жаль, что, когда она наконец сменится, сегодняшним молодым (от 25 до 35 лет) людям рожать будет уже поздно. Вот так у России воруют будущее.