218 долларов — все, что нужно для счастья

На модерации Отложенный

Наша власть настолько далеко ушла от реальности, что обнулила уже и значения терминов «богатый» и «бедный».

Похоже, наш президент искренне верит в эффективность пропаганды — если все более убедительно уверять сограждан, что у них все не так плохо, как им кажется, то жизнь, прямо как в сказке, станет лучше сама собой. Позитивный настрой, конечно, важен, однако у всего есть пределы.

Недавно наблюдал сцену в магазине. Две обычные на вид женщины, давно не виделись. «Как жизнь?», — спрашивает одну другую. Та вздыхает: «Тяжело стало. Муж умер, а я 30 тысяч (на работе) получаю». Ее подруга меняется в лице: «Как же вы живете?»…

Это к дискуссии о том, кого в России считать средним классом, поднятой после выступления президента в очередной серии проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину». Впрочем, президент в самой дискуссии не участвует — он твердо уверен, что средний класс в России это те, кто де-факто живут на доход от 17 тысяч рублей в месяц и выше. Как раз в день выхода этого интервью биржевой курс национальной валюты обвалился к отметке 78 рублей за доллар. Так что «средний класс у нас» — это те, кто имеет аж целых 218 долларов в месяц.

Вот Андрей Ванденко спрашивает: «Про средний класс. Где потеряли? Говорили, будет более половины?» На это Путин отвечает: «Есть соответствующая методика Мирового банка, она заключается в том, что средний класс считается по количеству домохозяйств, людей, доходы которых в полтора раза больше, чем минимальный размер оплаты труда. У нас таких… МРОТ 11280, по-моему, в этом году, так, а средняя зарплата гораздо выше. У нас таких достаточно много, уверенно свыше 70%».

Действительно, есть методика Мирового банка, которая, кстати, тоже не идеальна, но, все же, тут главное метод Владимира Путина. Он состоит в том, что вначале определяем такой минимальный размер оплаты труда, на который можно жить разве что как в концлагере, затем добавляем 50%, получаем чуть меньше 17 тысяч рублей в месяц на человека и бодро сообщаем себе и миру, что у нас средний класс составляет «свыше 70% населения».

Тут на память приходит вспыхнувший примерно полтора года назад скандал в одним из регионов России, где местная чиновница заявила, что и на «макарошках» вполне себе можно прожить. Чем заявление Путина про средний класс принципиально отличается от слов той чиновницы? Собственно, ничем, кроме того, что ее все-таки под напором общественного возмущения уволили, а главу государства увольнять некому. Больше того, 22 апреля народ придет и проголосует за поправки в Конституцию, продлевающие его власть, как минимум, до горизонта 2036 года…

Распространена точка зрения, что любовь российского народа к Путину, вера в него, иррациональны. Хотя, положа руку на сердце, нужно признать, что это не совсем так. Люди в России в массе своей живут тяжело, но боятся, что если он уйдет, то станет еще хуже. Это как раз понятно. Но тут встает другой вопрос. О достоинстве. 

Восстание против власти президента Виктора Януковича на Украине получило название «Революция достоинства». Люди там просто не смогли смириться с оскорбительным, как они считали, поведением главы государства, плевавшего на их мнение (в частности, на стремление значительной части украинцев к интеграции с Европой), позволявшего своим опричникам обращаться с ними, как с быдлом. Вот этого украинский народ, а точнее, его политически активное меньшинство, имевшее, впрочем, моральную, физическую и материальную поддержку большинства, не мог стерпеть в 2013—2014 годах.

Так вот, по-моему, когда человек, получающий зарплату около 750 тысяч рублей в месяц (официальная зарплата президента РФ), говорит тем, кто получает 17 тысяч, что они «средний класс», а стало быть, подразумевает таким образом, что все у них более-менее в порядке, то это, на мой взгляд, оскорбительно. 

18 декабря 2014 года тот же самый человек, отвечая на вопрос о зарплате Игоря Сечина, глядя в телекамеры, сказал: «Зарплату Сечина не знаю.

Я, честно говоря, даже свою зарплату — как бы приносят, я их складываю, на счет отправляю, даже не считаю». Как мне кажется, это вряд ли должно воодушевлять «средний класс», живущий на доходы от 17 тысяч рублей в месяц и чуть выше.

Однако большинство россиян все это не оскорбляет. Или не совсем так?

Интересную реакцию читателей можно видеть под материалом РИА «Новости» от 7 октября 2019 года с заголовком «Путин увеличил зарплату себе и Медведеву». Всего на это известие отреагировали 4250 читателей государственного информагентства, причем только 569 из них нажали кнопку с пальцем вверх («лайк, одобряю»), 407 выбрали вариант «улыбка», 62 — «удивление», а остальные 3212 человек испытали либо «уныние», либо «злость», либо (это самый популярный вариант — 2783 человека) нажали кнопку с пальцем вниз («дизлайк, не одобряю»).

С чего бы у народа такая реакция на индексацию и без того неплохого уровня жизни властей предержащих? Возможно, оттого, что реальная любовь народа к вождю несколько преувеличена. Не исключено также, что это объясняется тем, что в реальности «70 процентов путинского среднего класса» живут главным образом в его воображении, а не на просторах отечества. Достаточно сказать, что по данным даже официальной гламурной статистики ситуация в стране куда как хуже. 

Во-первых, доход в 17 тысяч рублей на человека в месяц, что очевидно, никак не может быть признан уровнем, отделяющим бедных от среднего класса. Реальный, достойный человеческого существования минимум дохода в России сегодня, вероятно, должен быть определен где-то в районе 30 тысяч. Примерно такая сумма получится, если проиндексировать на показатели ежегодной инфляции (с 2000 по 2019 год включительно общий рост инфляции официально составил 199%) реальный прожиточный минимум, рассчитывавшийся специалистами Академии труда и социальных отношений почти двадцать лет назад, в начале 2000-х годов. Тогда по их расчетам получалось 12 тысяч рублей на человека в месяц.

В таблице Росстата, посвященной распределению населения по величине среднедушевых денежных доходов, уровня в 30 тысяч рублей нет. Если мы возьмем как критерий, с которого начинается «средний класс», близкую к ней сумму в 27 тысяч рублей, то выяснится, что и на такой доход (и ниже) в России живет больше половины (54,5%) населения. Если считать от нее и до дохода в 100 тысяч рублей, то к условному «среднему классу» в РФ можно отнести не 70%, а только 42,1%. Соответственно, к «богатым» можно отнести тех, кого официальная статистика скрывает под категорией «свыше 100 тысяч рублей». Таковых у нас 3,2%.

Как видим, даже данные официальной статистики совершенно не совпадают с теми, что в преддверии «общероссийского голосования» предлагает своему электорату Владимир Путин. Однако и они далеки от действительности. Достаточно сказать, что в последние годы, когда согласно другим официальным данным, уровень доходов граждан падал, в приведенной выше таблице Росстата было все наоборот. Там мы видим, как неуклонно, год от года в России снижается количество бедных, и, напротив, растет число средних и состоятельных слоев населения. В общем, в лучших традициях «соцреализма» — от хорошего к лучшему…

Впрочем, как уже не раз приходилось отмечать, российская статистика в условиях непрерывного ухудшения экономики все меньше похожа на науку и все больше — на инструмент пропаганды. Однако карман и желудок граждан бесконечно обманывать невозможно.