Лукашенко хочет построить нефтепровод из Балтики. США помогут

На модерации Отложенный

Telegram-канал приводит слова Лукашенко:

— Отдельные государства поняли, что при помощи вентиля на нефтяной трубе выгодные им вопросы решаются значительно легче. Не думайте, что я намекаю здесь только на Россию. Это стало нормой для государств планеты, которые имеют от Господа такое счастье. К сожалению, несмотря ни на какие взаимные обязательства, такая практика стала применяться и в отношении Беларуси. Условия поставки нефти в ультимативной форме увязываются с иными проблемами, которые желает решить страна-поставщик.

Премьер-министр Сергей Румас в начале совещания доложил, что с конца декабря прошлого года НПЗ Беларуси вынуждены работать в условиях сниженной загрузки производственных мощностей: «Объем переработки нефти в январе — феврале 2020 года составил 1 млн 850 тыс. т нефти, „Нафтан“ — 892 тыс. т, Мозырский НПЗ — 962 тыс. т».

Виновата монополия поставщика

По информации пресс-службы президента, на совещании актуализированы задачи по поиску новых поставщиков нефти и по выстраиванию логистики. По словам Лукашенко, страна недополучает около 1 млн т сырья ежемесячно: «И дело тут не только в том, что кто-то за вентиль хватается. Дело еще и в том, что мы сами виноваты, что не диверсифицировали в свое время поставки нефти. Монополизм всегда приводит к подобным результатам». 

По словам президента, немотивированные действия в сфере поставок нефти плохо влияют на валовой внутренний продукт и доходы бюджета, хотя задача диверсификации источников экономического роста стоит перед правительством уже не один год. «Рассчитываю, что в программе на очередную пятилетку будет сформирован конкретный план, как снизить значимость условий поставок нефти для формирования ВВП», — сказал глава государства.

С другой стороны, по мнению Лукашенко, сложившаяся ситуация оказалась даже в чем-то полезной: «Мы неоправданно зациклились на нескольких поставщиках и не имеем долгосрочных альтернативных источников сырья... Нефть — не монопольный товар, и желающих работать с нами достаточно даже в самой России. Поставщиков нужно находить, с ними нужно договариваться. И это задача номер один. Особенно в нынешней непростой ситуации, которая сложилась в мире, в том числе с нашим партнером-монополистом».

Президент отметил, сославшись на информацию российской стороны, что ее поставки нефти в Китай сократились на треть. И добавил: «Не только в Китай. Нефть сегодня мгновенно дешевеет. И в такой ситуации это играет нам на пользу и подталкивает нас к тому, чтобы мы могли договориться с поставщиками. Не только в России, но и с альтернативными».

Он подчеркнул: Беларусь не ставит вопрос так, что не будет покупать российскую нефть. «Будем. Потому что эта нефть, ее добыча и транспортировка создавалась в том числе руками белорусов — тех поколений, за которыми мы с вами пришли. И логистика здесь самая удобная. Но мы, конечно же, не будем постоянно ползать на коленях 31 декабря, вымаливая эту нефть. И когда исчезнет монополизм, легче будет договариваться и по ценам».

Альтернативные пути: Черное море и Балтика. США в уме

Второй вопрос — логистика доставки. «Его следует отрабатывать не менее интенсивно, чем первый. И одними лишь договорами на транспортировку нефти его не решить, — уверен президент. — Необходимы комплексные и системные инфраструктурные решения. Следует продумать возможность реализации совместных проектов с иностранными компаниями — собственниками сырья... Пора окончательно принять тот факт, что в энергетических вопросах следует рассчитывать только на себя, а в критический момент даже ближайший партнер будет руководствоваться лишь логикой собственных интересов».

Лукашенко напомнил о задаче по диверсификации поставок и возможных маршрутах. Один из них — через Украину по нефтепроводу Одесса — Броды, второй — через балтийские порты.

«Рынок есть, хороший рынок, близкие рынки. Но нужна логистика. Мы также за последние месяцы многое проработали по поставкам нефти. Я уже сказал, что около 40%, может быть, 50% будем по-прежнему покупать нефть в России (если Россия захочет), когда окончательно диверсифицируемся. А по 30% можем покупать с портом Балтики и из Одессы. Это будут три источника. Мы полностью по поставкам нефти можем диверсифицироваться», — сказал президент.

В плане поставок с балтийского направления Лукашенко уверен в возможности решить вопрос с улучшением логистики, в первую очередь по поставке трубопроводным транспортом: «Это же не проблема построить. Там, кстати, есть пара труб, которые бы нас устроили, если бы мы их привели в порядок и договорились с балтийскими государствами по этим трубам».

Напомнил, что были серьезные заявления и намерения со стороны США. «С госсекретарем я на эту тему говорил — помочь нам с инфраструктурой и поставками нефти. Помпео сам предложил по конкурентным ценам эту нефть. И на мюнхенской конференции было заявление: они выделили $1 млрд для строительства объектов логистики, то есть для поставки нефти, — сказал Александр Лукашенко. — В том числе мы можем рассчитывать, что получим от них совсем дешевые кредиты на строительство той же несчастной трубы с Балтики. Где-то нам надо пара перемычек, которые правительство рассчитывает строить аж три года. Не будет этого. Полтора-два года, не больше! И $100—120 млн мы сами найдем на эти перемычки».

«Белнефтехим» теперь хочет конкурентной среды

Поставка в Беларусь нефти от небольших российских компаний создаст хорошую конкурентную среду, сообщил после совещания председатель «Белнефтехима» Андрей Рыбаков. При этом традиционно у нас были большие поставщики. «Сейчас активно работаем над привлечением на переработку на наших НПЗ нефти сорта Urals именно небольших добывающих компаний, — приводит БЕЛТА слова Андрея Рыбакова. — В марте оцениваем первые поставки. Дальше будем расширять сотрудничество. Это также создаст хорошую конкурентную среду как на рынке Беларуси, так и на внутреннем рынке России».