На халяве были созданы сотни долларовых миллионеров Белоруссии

На модерации Отложенный

Белорусские власти все чаще заявляют о том, что стране надо жить по средствам, что халявы больше не будет. Стоит ли это расценивать так, что после выборов наконец-то начнутся реформы? Насколько сегодня команда президента способна осуществить необходимые реформы? Какие сферы, в первую очередь необходимо реформировать, насколько это скажется на простых людях?

На эти и другие вопросы корреспондент UDF.BY попытался найти ответы у руководителя Центра Мизеса Ярослава Романчука.

ХАЛЯВА – ГЛАВНАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ТЕМА БЕЛОРУССКОГО НОМЕНКЛАТУРНОГО БИЗНЕСА

- Белорусские власти все больше становятся похожими на продавцов воздуха. Распорядители чужого (политики и чиновники) готовы обещать все, что угодно, чтобы только отвлечь людей от черных, тревожных мыслей. Чтобы только люди не задавали простые вопросы: "Почему Александр Лукашенко не выполнил обещания по зарплате? Почему рушится рынок труда? Почему наши предприятия в хваленой модели проигрывают конкуренцию? Что это у нас за экономика такая, что правительство берет новые кредиты для того, чтобы отдать старые?"

- Да, вопросов много. Но все же власть начинает говорить о новой жизни…

- А это особый цинизм с ее стороны. Дело в том, что именно эта власть создала такую систему мотивации для людей и бизнесов, что халява стала самым главным источником прибыли и хорошей жизни.

Александр Лукашенко не смог сформулировать идеологию нынешней модели экономики? Поможем ему. "Живи с халявой!" Распорядители чужого прикрываются обыкновенными людьми. Мол, мы за вас платим львиную долю ЖКУ. Мы вас бесплатно лечим и учим. Мы для вас дотируем продукты питания. Мы вам платим зарплаты, которые вы не отрабатываете. 

Если хорошо посчитать, если учесть все составляющие доходов и расходов, то вылезет наружу горькая правда. За так называемые бесплатные услуги белорусы платят двойную, тройную цену. При этом идеологи нынешней модели усердно формируют у людей комплекс вины. Мол, государство такое хорошее и благородное. Оно нам помогает, так что в трудные времена лучше потерпеть, а то при реформах будет еще хуже.

- Кто, по вашему мнению, больше пользуется халявными возможностями? 

- Халява – главная коммерческая тема белорусского номенклатурного бизнеса. "Свои" люди получают услуги и сырье по супер льготным ценам (древесина, калийные удобрения, металлы, электроэнергия, вода, газ и т.д.), а продают свои товары и услуги по мировым ценам или даже по ценам, которые в два раза выше мировых. Скандал заключается в том, что ценовые накрутки коммерческих халявщиков испытывают на своих карманах белорусские потребители. 

"Свои" коммерческие структуры получают супер дешевые кредиты под 2-5% годовых, когда все остальные "давятся" заемными ресурсами по 35-40%. Халява, товарищи. 

На халяве были созданы сотни долларовых миллионеров Беларуси. Помните ручное регулирование курса белорусского рубля? "Своим" доллар продавали по одной цене, а всем остальным – в три раза дороже. "Своим" электроэнергия и газ – за копейки, остальным – на полную катушку. "Своим" аренда недвижимости по $1 за 1м2, остальным – в 20-30 раз дороже.

- Плюс участки в самых престижных местах… 

- Да, посмотрите, в каких особняках живут VIP-распорядители чужого. Они – яркие представители руководящего класса халявщиков. Для себя любимых они создали возможности получать рублевые кредиты под 2% годовых на 20 лет при инфляции, которая уже за пять лет съедает половину суммы кредита. Так "слуги" народа получили – вполне себе по закону – недвижимость, рыночная цена которой в десятки раз выше, чем те суммы, которые чиновники реально за нее заплатили. 

Когда правительство халявщиков грозит ликвидировать халяву, не думайте, что они добровольно отказываются от своих больших и малых кормушек. В условиях кризиса они будут резать мелкие льготы для обыкновенных людей. Будет, как в том анекдоте: "Папа, водка дорожает. Значит, ты будешь меньше пить? – Нет, сынок. Ты будешь меньше есть".

РЕДКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ ВО ВЛАСТИ ЗАДЕРЖИВАЮТСЯ

- И все же давайте вернемся реформам. Вы верите, что в команде президента есть специалисты, способные провести реформы?

- Команда Александра Лукашенко – это результат особой селекции человеческого капитала. Ее подбирают не по профессиональным достижениям, не по способности системного мышления, не по научной солидности и авторитету среди профессионалов.



Главные качества человека команды президента – абсолютная, полная лояльность Александру Лукашенко, 100-процентная готовность признать его правоту по любому вопросу (как в анекдоте, "крокодилы летают? Да, только низэнько-низэнько, товарищ президент"). 

Готовность стучать на начальников и подчиненных, способность плести интриги и сталкивать лбами, а также пользоваться кондовым советским вокабуляром при общении с людьми: упрочить, усовершенствовать, углубить – все, разумеется, под прикрытием "интересов народа".

Редкие профессионалы во власти задерживаются, потому что они, как бы пафосно это не звучало, реально хотят приносить пользу своей Родине, любят свою работу и считают свою работу тем крестом, которой нужно нести по жизни. 

- Все предыдущие внешние кредиты белорусские власти получали под обязательства проведения реформ. Насколько сегодня будущие кредиты могут поспособствовать проведению реформ?

- Да, получали. Почему не проводили реформ? Просто обманули. Сегодня обманывать кредиторов тяжелее, но когда сами кредиторы обманываться рады, почему бы не брать? У белорусских распорядителей чужого очень много инструментов создать имитацию реформ или провести такие изменения, которые будут выгодны только номенклатурных фаворитам.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНО ОСТАНОВИТЬ КРОВОТЕЧЕНИЕ

- Какие сферы, по вашему мнению, в первую очередь необходимо реформировать, насколько это скажется на простых людях?

- Опыт 25 лет реформ более 30 стран Центральной и Восточной Европы и Азии убеждает, что ключевое требование к реформам – их системность, согласованность и комплексность. Представьте организм человека. Болит сердце, почки и щитовидка. Плохая кровь и воспалились лимфоузлы. С чего начинать лечение, если установить причинно-следственные связи крайне проблематично? 

Да, в первую очередь нужно остановить кровотечение, стабилизировать базовые функции организма. А потом полноценная терапия в исполнении единой команды.

Для начала я бы определил тех людей, которым нужна адресная денежная поддержка. В свое время я уже подготовил проект закона о том, кому помогать, в каком объеме и на каких условиях. Затем полная либерализация цен и ликвидация функции у органов госуправления вмешиваться в ценовую политику производителей товаров и услуг.

- С трудом верится, что все эти наши министерства, госкомитеты и другие ведомства и службы согласятся на сокращение своих полномочий.

- Важнейший элемент реформ – ответ на вопрос, функции, полномочия и деньги реформаторов. Новое правительство – это семь министерств. Из более 7000 функций государства нужно оставить максимум 500. Все они связаны с базовыми задачами государства – защита жизни и собственности граждан. 

Беларуси остро необходима налоговая и бюджетная реформа, реформа делового климата и правил торговли. Нельзя откладывать на потом реформу денежно-кредитной сферы. 

В нынешних условиях я бы узаконил конкуренцию валют и позволил бы людям и бизнесам самостоятельно выбирать валюту для расчетов и уплаты налогов. Через пару лет мы увидим, какая валюта является по-настоящему народной для Беларуси. Такой уклад заставит власти, создать, наконец, полноценные национальные деньги. 

- На чем еще необходимо заострить внимание?

- Главное в реформах четко видеть пять ориентиров стратегии долгосрочного развития Беларуси: 1) частная собственность; 2) свободная торговля; 3) открытая конкуренция; 4) малое государство; 5) солидарное общество.

Больше экономической власти надо передать потребителям, предпринимателям и собственникам. В то же время, нужно запретить чиновникам заниматься бизнесом, расширить спектр услуг, которые оказывает гражданское общество.

- Есть ли у власти сегодня опасность того, что реформы могут привезти к народному бунту, или люди наши будут терпеть и дальше?

- Власти цинично жонглируют обещаниями. Люди бурчат, но терпят. Предприятия ржавеют, но пока работают. Стихийные бунты возможны, но властям ничего не стоит ублажить людей свеженапечатанным кэшем, а потом разобраться с зачинщиками.

Сегодня я не вижу катализаторов, организаторов и, главное, идеи, которая заставила бы белорусов к активному гражданскому неповиновению. Однако если власти в очередной раз допустят разрушение сбережений людей инфляционно-девальвационной спиралью, если более 50 тысяч индивидуальных предпринимателей прекратят работу, то вероятность протестов существенно вырастет.