Как Петр I и Сталин раздували миф о битве на Чудском озере

5 апреля исполняется 774 года со дня битвы на Чудском озере. Что в этой истории правда, а что нет?

Каждый советский школьник твердо знал: «В 1242 году новгородский князь Александр Ярославович Невский, освобождая Псков, занятый ливонскими рыцарями, разбил крестоносцев на льду Чудского озера. Немецкой войско, выстроившись клином, или «свиньей», было окружено и уничтожено фланговым ударом новгородской конницы и засадного полка. Рыцари в тяжелой экипировке провалились под не выдержавший их лед. Битва навсегда остановила агрессию крестоносцев на Новгород…» И далее примерно в таком ключе.

А как было на самом деле?

Известны два более-менее заслуживающих доверия источника информации о «ледовом побоище» — Первая Новгородская летопись и «Рифмованная хроника» Генриха Латвийского.

Летопись свидетельствует, что Александр ходил в ливонские земли не один, а с братом Андреем Ярославовичем, который привел на помощь Суздальскую дружину. Андрея летопись называет главным героем тех событий. Место битвы летопись называет достаточно условно: «за Псковом, на озере».

Указания на Чудское озеро и «Воронин камень» появились в более поздних источниках. Причем, в них таким же таинственным образом исчезает брат князя Александра.

Хронист крестоносцев Генрих, который еще мог разговаривать с живыми свидетелями события, отмечает, что убитые во время столкновения падали… на траву. О битве написано скупо, коротко, как о рядовом пограничном конфликте — столкновении при набеге новгородцев на ливонские земли, которое стало ответом на набег ливонцев на Псков.

Войско крестоносцев не могло состоять исключительно из рыцарей.

Рыцарей во всей Ливонии на тот момент, в лучшем случае, около сотни. Основу войска составляли кнехты-пехотинцы, чудские и ливские дружины. Убито было, по данным Первой Новгородской летописи, 400 «немцев» и «чуди без числа», 50 попало в плен. Генрих пишет, что погибло 20 рыцарей.

Кому выгодно?

Зачем же было раздувать из этого столкновения «Ледовое побоище»? Российский историк Владимир Аракчеев выделяет несколько этапов формирования легенды. Первый — 1381 год. Московское княжество тогда пыталось освободиться от татар, существовала потребность в положительных образах воинов-патриотов. Как раз в то время были «чудесным образом обретены» мощи князя Александра, принявшего перед смертью монашество.

Канонизирован князь был в 1549 г., когда потребность в героических примерах отечественной истории возросла еще больше — в то время Иван Грозный воевал с Казанским ханством.

Было написано литературное «Житие» князя, цитаты из которого попадали в поздние летописи уже как реальные факты.

Но настоящая слава, пишет историк, пришла к Невскому в эпоху Петра I, когда Россия начала отвоевывать берега Невы у Швеции.

В Санкт-Петербурге построили Александро-Невскую Лавру, куда из Владимира перенесли мощи князя.

Очередной раз Невский понадобился Сталину.

И был увековечен средствами «важнейшего из искусств». Именно фильмом Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» был закреплен миф о проломившемся под тяжестью рыцарей льде Чудского озера. 

Заметим, что в то время и крестоносцы, и новгородские тяжеловооруженные всадники несли на себе по 18—30 кг железа.

Из фильма — и слова Невского «кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».

Фильм вышел в 1938 г., поэтому в нем встречаются советские предвоенные лозунги. Например, Невский говорит, что бить врага будет на чужой территории.

В процессе «лакировки» образа Невского была «чудесным образом обретена» и подробная тактическая схема Ледового побоища, которая удивительно точно напоминает битву при Каннах (216 г. до н. э.).

Примечательно уже то, что сведения о наличии у Невского засадного полка советские историки почерпнули… с миниатюры XVI в.

В 1950-х на Чудское озеро были направлены три археологические экспедиции. Ни братской могилы воинов, ни хотя бы следов оружия на дне и в окрестностях обнаружено не было.

Но миф продолжает жить. Александр Невский, обогнав Сталина, победил в конкурсе «Имя России».

Реальный князь Александр Ярославович гораздо интереснее, чем его однобокий агиографический образ. Он — гениальный руководитель своего времени, умевший мириться с Ордой и использовать связи с ней против своих политических противников, отрезал боярам носы за измену, дружелюбно переписывался с Папой римским, обещая построить в Пскове католический храм — и это спустя шесть лет после «эпохальной победы» на Чудском озере!

С правителями белорусских земель он связан прочными семейными узами. Александр был женат на Александре — дочери полоцкого князя Брячислава.

Их внучка Марфа вышла замуж за псковского князя Тимофея — того самого Довмонта, который сбежал из Литвы после убийства Миндовга. Их сын — легендарный Давид Городенский, посвятил всю жизнь борьбе с крестоносцами. Он, по-видимому, и не подозревал об «эпохальной победе» своего прадеда на Чудском озере.
 

Источник: http://nn.by/?c=ar&i=167975&lang=ru

85
3959
2