Провальная волатильность Центробанка

На модерации Отложенный

В России необходимо вводить административное регулирование курса валют

То, что происходит в последние полтора года с курсом рубля, можно назвать лишь одним словом — безобразие. В этом бизнесмены с простыми гражданами полностью солидарны. Для первых скачущий курс означает невозможность планировать деятельность и делать какие-либо инвестиции, а для вторых — отказ от многих потребительских товаров и продуктов питания не только зарубежного, но и российского производства. Когда цена доллара перевалила за 82 рубля, терпение лопнуло даже у чиновников: первым возмущение политикой Центрального банка публично выразил советник президента РФ Сергей Глазьев.

Падающая нефть, обвалившийся рубль

Как заявил Глазьев, нет ни одной страны, в которой курс «летал бы на 10–15% ежемесячно». В качестве примера он привел Саудовскую Аравию, Иран, Норвегию и Египет. «Эти страны больше, чем мы, зависят от экспорта нефти, у них менее диверсифицированная экономика. И тем не менее курс валют у них не скачет», — приводит его слова ТАСС.

Тем временем Банк России установил официальный курс доллара на 22 января на уровне 83,5913 рубля, подняв его сразу на четыре с лишним рубля. Официальный курс евро тоже повышен на 4 рубля 14 копеек, до 91,18 рубля. Падение национальной валюты произошло на фоне очередного проседания цен на нефть ниже психологически важного уровня в $30 за баррель. Кстати, в период с 2000 по 2004 год стоимость нефти не выходила за рамки $23–33 за баррель, а курс нашей валюты колебался в рамках 27–30 рублей за доллар. Получается, что за 12 лет рубль обесценился в 3 раза? Или кто-то обесценивает его намеренно, по сути грабя россиян и лишая их и без того не самых больших доходов и накоплений?

Российская валюта похожа на лист, подбрасываемый порывами ветра. Вернее, действиями спекулянтов на валютной бирже, большая часть из которых — это зарубежные инвестиционные фонды и российские банки, в том числе государственные. Очередь из желающих обогатиться на простых россиянах выстроилась довольно внушительная. Что и не удивительно, ведь этот аттракцион невиданной щедрости никто не контролирует: ЦБ сознательно устранился от управления курсом национальной валюты в начале прошлого года, отпустив его в свободное плаванье. Истинную цену этой колоссальной ошибки (а по мнению некоторых экономистов, спланированной диверсии) нам всем еще только предстоит ощутить на собственной шкуре.

Как чиновники рубль заклинают

Заявления чиновников пока звучат, как самоуспокоительная мантра, так как воспринимать их всерьез становится все труднее. ЦБ 20 января заявил, что текущий курс нацвалюты близок к фундаментально обоснованным уровням. Кроме того, сейчас для валютных интервенций нет причин, так как не имеется рисков для финансовой стабильности. То, что реальная зарплата россиян продолжает таять, как снег по весне, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, по всей видимости, не считает риском для финансовой стабильности.

21 января пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что текущий курс рубля действительно волатилен, «но это далеко не обвал». Как добавил представитель главы государства, «нет оснований полагать, что у Центробанка отсутствуют какие-либо сценарии, призванные избежать действительно обвальных изменений». Песков не уточнил, что в его понимании является обвальным изменением. Его аргументы попытался столь же абстрактно поддержать экс-министр финансов Алексей Кудрин. По его мнению, ослабление рубля — явление временное и все вернется на круги своя, как и год назад. Помнится, год назад нам это уже обещали.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, в свою очередь, считает снижение курса рубля плюсом для локализованных в России промышленных производств. При этом господин министр забыл упомянуть, что стремительное удешевление нацвалюты способствует тому, что ставки по кредитам для промышленности, необходимым для инвестиций, не опускаются ниже 25% годовых.

Впрочем, глава второго по величине госбанка — ВТБ — Андрей Костин все-таки подлил масла в огонь: по его несмелым предположениям, доллар уже никогда не будет стоить 60 рублей — только дороже.

Самые настоящие в мире деньги

Западные аналитики тоже не сулят рублю ничего хорошего. Так, по мнению экспертов французского банка Societe Generale, курс доллара по отношению к российской валюте может вырасти до 100 рублей, в случае если цена на нефть марки Brent упадет ниже отметки в $20 за баррель. Некоторые говорят и о 140 рублях за «зеленый».

И при всем недоверии к мнению Запада на этот раз, похоже, придется с ним согласиться: если не случится чудо (или отставка Эльвиры Набиуллиной) и Банк России не переменит свою, с позволения сказать, политику, рубль будет все ниже проваливаться вслед за нефтью. Так происходит прежде всего потому, что наш бюджет преимущественно наполняется за счет поступлений от продажи нефти на экспорт, а продаем мы ее отнюдь не за рубли. В итоге, как отметил Глазьев, объемы золотовалютных резервов страны вдвое превышают объем рублей в экономике. А это значит, что рубль сегодня недооценен минимум в два раза. «Нет второй сопоставимой страны в мире, у которой количество своей валюты в ВВП было бы около 40%. Это нонсенс. Соответственно, оборот заменяется суррогатными инструментами, не налогооблагаемыми,  теневыми инструментами, теневым валютным оборотом», — пояснил генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин.

Это, конечно, не означает, что резервы государству вообще не нужны. По словам Глазьева, смысл валютных резервов заключается в обеспечении стабильности национальной валюты. Но у нас происходит наоборот. «Когда Центральный банк по-своему интерпретирует указания не "палить" резервы и просто самоустранился с рынка, то это вызывает удивление и смех во всем мире», — сказал советник президента. Переход к плавающему курсу рубля, который, собственно, и был ничем иным, как самоустранением ЦБ от всякого контроля над рублевым курсом, по мнению Глазьева, был сделан только «для обогащения спекулянтов».

Нет доверия — нет экономики

Поразительно, но рубль — самая обеспеченная валюта в мире. И в то же время самая заниженная по курсу. Это явно не укладывается в концепцию Центробанка, согласно которой только в «свободном плаванье» рубль может найти свое истинное, как сейчас любят говорить, равновесное значение. Точно так же, как и действия, а вернее, бездействие самого финансового регулятора никак не укладывается в нормы Конституции, по которым ЦБ обязан обеспечивать стабильность национальной валюты. Уход Центробанка с валютного рынка является грубым нарушением российского законодательства.

По мнению члена экспертного совета «Деловой России» Дмитрия Голубовского, нужно вернуть управляемый курс рубля, ввести административное регулирование курса валют. На текущих уровнях сделать это очень легко. «Среди десятков стран-нефтепроизводителей подавляющее большинство зафиксировали курс и управляют им. Одна лишь Норвегия, которую нельзя сопоставлять с Россией и по ее размерам, и по профилю, выбрала свободный, плавающий курс», — соглашается Сулакшин.

В ином случае падение уровня жизни населения будет продолжаться. А ведь кризис в значительной мере усугубляется как общим сокращением потребления домохозяйств, так и возрастанием тенденций к наращиванию «подушек безопасности». Иными словами, отсутствием доверия к регулятору — правительству и ЦБ.

В этой связи трудно не согласиться с Сергеем Глазьевым, заявившим о необходимости действий, направленных в первую очередь на выход из «кризиса доверия», а уже во вторую — из экономического застоя.