Роботоперспективы армии России

На модерации Отложенный

31 июля министр обороны РФ Сергей Шойгу сделал знаковое заявление, распорядившись в два раза сократить все существующие сроки реализации программ по разработке военных роботов.

«Мы говорим сегодня: мы готовы закупить — дайте, но сделайте это быстрее. Но такое ощущение, что они (разработчики) смакуют эту работу. У нас есть сроки — 17-й, 18-й, 20-е годы. Ну как это можно?» — заявил министр. По его словам, все программы по разработке робототехники военного назначения надо скорректировать по срокам «примерно в два раза». Кто будет не согласен с ужесточением сроков, с тем, по словам министра, необходимо прекращать работу.

Прозвучавшее ужесточение сроков разработок военной робототехники свидетельствует об изменении приоритетов видения военного развития России. И это было, наверное, неизбежно — по словам заместителя министра, генерал-полковника Олега Остапенко, во всем мире сейчас применяются и активно используются в вооруженных конфликтах свыше 27 тыс. робототехнических комплексов, а Россия пока что в этот мэйнстрим не торопится. Хотя сфера использования различных дронов, чаще всего летающих, не только вобрала в себя все локальные конфликты и пассивное наблюдение за противником, но и превратилась в доходный рынок. 80% беспилотников, произведённых Израилем, экспортируется в 50 стран мира — в том числе и в Россию. В 2008 году Израиль продал БПЛА на 150 миллионов долларов, в 2009 году — на 650 миллионов, в 2010 и 2011 годах на сумму в 979 и 627 миллионов долларов соответственно! В прошлом году Индия закупила израильских БПЛА на сумму в 958 миллионов долларов. По данным института SIPRI (Стокгольм), в 2001-2011 годах Израиль контролировал 41% мирового рынка БПЛА, являясь крупнейшим экспортером беспилотников в мире.

Вряд ли стоит доказывать, что отсутствие у России (являющейся чуть ли не родиной дистанционно-управляемых роботов — от лунохода до первых в мире разведывательных БПЛА) отличной от нуля доли на рынке дронов выглядит удивительно и даже тревожно. Особенно с учётом того, что, по словам Олега Остапенко, в вооруженных силах США планируется к 2020 году довести долю безэкипажных средств до 30% от общего состава боевых машин.

Очевидная тенденция превращения войн будущего в войны, которые будут пытаться выигрывать малой кровью, за счёт точечного воздействия, с использованием беспилотных аппаратов, заставляет искать средства защиты и нападения аналогичных категорий. Информация о состоянии дел в России по этой части, достаточно противоречива. Однако, можно сделать вывод: потенциал разработок в области робототехники у России огромен, осталось только проявить политическую волю и создать организационную форму для воплощения этих наработок, зачастую оставшихся безвестными и «умершими» от старости в металле. Большое количество роботов российского производства уже создано, опробовано, и ничто не мешает доработать сугубо мирные разработки для военного применения. Причём многие из получившихся образцов могут стать наиболее совершенными в мире.

Еще в ноябре прошлого года появилась информация о начале разработки системы управления боевыми роботами в России. Инженеры начали создавать системы управления группами роботов, которые способны, в том числе, нести различные виды вооружения — сообщал источник в петербургском ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.
Помимо разработок систем управления для боевых роботов, ЦНИИ уже является создателем линейки машин, предназначенных для промышленно-спасательных работ. В основном, это робототехнические комплексы легкого класса для ведения радиационной разведки и проведения технологических операций в условиях радиационного воздействия — то есть, обладающие хорошей защитой от температурного, радиационного и электромагнитного воздействия колесные роботы высокой проходимости.

Практически одновременно с требованием Сергея Шойгу о резком ускорении разработок и производства боевых роботов появилось сообщение об успешных испытаниях новой боевой машины с принципиально новой для бронетехники двигательной установкой.
«Военно-промышленная компания (ВПК) завершила испытания боевой колесной машины с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе БТР-90 «Росток». Новый бронетранспортер способен бесшумно передвигаться и в перспективе может стать беспилотным», — сообщил пресс-секретарь компании ВПК Сергей Суворов. Самое главное, по словам представителей ВПК, то, что «Крымск» — это практически готовая дистанционно управляемая платформа.

«Аппаратные возможности электронных систем экспериментального макетного образца уже в настоящее время позволяют реализовать дистанционное управление им, а при незначительных доработках и разработке соответствующих алгоритмов управления и программ — создать роботизированную платформу», — рассказал Суворов. Среди других отличительных преимуществ нового 22-тонного БТР, Суворов отметил, что при мощности двигателя почти в 1,5 раза меньшей, чем у прототипа БТР-90, испытуемый образец нового гибридного бронетранспортера показал значительно лучшие результаты. Так, «Крымск» способен развивать скорость в 80 километров в час за 33 секунды, а максимальная скорость составляет 97 километров в час.

Об американских разработках в области создания шагающих роботов известно многим — различные «робопсы» и прочие интересные системы. О том, что Россия, оказывается, лидер по части создания антропоморфных роботов — знают единицы. C 2005 года существует ОАО «Научно-производственное объединение «Андроидная техника». Целью проекта «Андроидная техника» является организация современного производственного комплекса для разработки и серийного производства антропоморфной техники. Проект предполагает продвижение на российский рынок инновационных продуктов в области антропоморфный техники. Для большинства наверняка станет сюрпризом то, что отечественная «Андроидная техника» является создателем самого совершенного андроида в мире — человекоподобного робота-космонавта, способного работать на орбите. Это выяснилось на прошедшем в Вашингтоне Международном форуме «Глобальная конференция космических исследований».

Модель SAR-400 полностью копирует движения оператора и может автономно выполнять мелкую механическую работу — закручивать шурупы, играть в шахматы, обследовать обшивку на трещины. В ближайшие два года робота отправят на МКС, а в перспективе — на Луну, Марс и другие планеты. Особенность SAR-400 в том, что он представляет собой классического андроида из фантастических фильмов, вроде «Аватара» — система с обратной связью, полностью копирующая движения человека-оператора, воспринимающего информацию «глазами» и «ушами» андроида через очки виртуальной реальности и наушники.



По словам космонавта Сергея Авдеева, в ноябре 2011 года, когда SAR-400 испытывали в Звездном городке в Центре подготовки космонавтов, с его помощью операторы закручивали шурупы, открывали люки наземной копии российского модуля МКС, работали с тренажерным комплексом «Выход», на котором будущие космонавты отрабатывают выход в открытый космос. Первого человекоподобного робота доставили на МКС американцы, однако он практически не используется — после нескольких выходов в открытый космос обнаружились неполадки в системе управления. Японцы собираются отправить на МКС робота Asimo, который будет предназначен для общения и психологической разгрузки экипажа — речь о практической работе данной модели не идёт.

SAR-400 уникален ещё и тем, что в отличие от западных разработок российский робот способен передать человеку-оператору не только картинку и звук, но и весь спектр ощущений, включая тактильные. Этот принцип будет использоваться при изучении других планет — оператор с помощью специального жилета и кистевого манипулятора будет управлять роботом, а робот с помощью камер, микрофонов и других сенсоров передавать изображение на видеоочки, звук — на наушники, а тактильные ощущения — на перчатки. Существует единственная проблема — ограниченность скорости электромагнитных волн: если до Луны сигнал идет пять секунд, то до Марса — 15 минут. Впрочем, разработчики SAR-400 создали набор микропрограмм по супервизор-технологии, когда роботу задается вектор движения или ставится задача, а он сам принимает решение, как ее выполнять. Кроме того, в «мозги» андроида встроят программы автоматической работы на различных режимах.

Интерес к уже реализуемым проектам по созданию андроидов в России проявили японское космическое агентство JAXА, калифорнийский институт технологий JPL, канадское космическое агентство CSA. Представители NASA предложили выделить антропоморфную робототехнику в самостоятельное направление технологического развития. Многие ученые отмечали, что в новом направлении Россия изначально оказалась в лидерах. Стоит отметить на полях, что робот, фактически выступающий в качестве альтер-эго человека-оператора — готовая боевая машина, аналогов которой у других стран вообще нет.

Летающие дроны, превратившиеся в визитную карточку Израиля и США, тоже, оказывается, далеко не новость для наших отечественных разработчиков. В 70-80 гг. Советский Союз был лидером в разработке и производстве БПЛА — вплоть до разработки и воплощения в металле прогрессивных образцов вроде Ту-300 «Коршун-У» — тактического ударного дрона разработки ОКБ им. Туполева. Ту-300 «Коршун-У» был предназначен для ведения воздушной разведки и уничтожения обнаруженных наземных целей, неся, на выбор, тонну аппаратуры или аналогичный вес ракет и бомб. Первый полёт совершил в 1991 году — после чего, по понятным причинам, разработки резко затормозились... Разведчиков Ту-143 «Рейс» в 70-80 гг. было произведено 950 штук, но массовое производство прекратилось в силу тех же обстоятельств. Россия только в самые последние годы начала восстанавливаться в достаточной степени для завоевания позиций в данном направлении. На долгие годы «застрял» в пассивной разработке двадцатитонный БПЛА «Скат», способный нести шесть тонн ракетно-бомбовой нагрузки.

Количество образцов БПЛА отечественных производителей, разработанных в разное время, исчисляется десятками. Тем не менее, перехода количества в качество пока нет — cроки выполнения запланированных работ в интересах Минобороны нередко нарушаются, снижается качество поставляемой продукции. Как отметил Сергей Шойгу, это связано с «технологической отсталостью предприятий, слабой организацией выполнения государственных контрактов, недостатком квалифицированного персонала». Успешной, однако, является практика применения БПЛА производства компании ZALAAERO в интересах ФСБ, компании «Газпром» и МВД, а компания «Транзас» в одиночку создала «Дозор-600», по характеристикам не отличающийся от американского Predator. Испытания нового беспилотника назначены на 2014 год.

У России есть безусловный опыт в создании различных робототехнических систем — как летающих, так и «сухопутных». Нельзя пожаловаться на недостаток идей, отсутствие места под солнцем и равнодушие потенциальных заказчиков. Отечественные дроны просто не могут не быть — тем удивительнее то, что проектировщики роботов и минобороны до самого последнего времени существовали в параллельных измерениях, мало контактируя друг с другом. Распоряжение Сергея Шойгу даёт некоторую надежду на то, что Россия свои позиции одного из ведущих разработчиков и пользователей дронов восстановит. Тем более, что это подкрепляется и другими распоряжениями: 1 июля на сайте Минобороны РФ появилась информация о создании Государственного центра беспилотной авиации в 2014 г. В дополнение к основному центру беспилотной авиации в течение 2015-2018 гг. будут образованы его региональные филиалы: по одному филиалу в каждом военном округе.

В соответствии с документом, в РФ к 2017 г. заработает девять новых научно-исследовательских организаций Минобороны РФ. В рамках создания системы перспективных военных исследований и разработок уже в следующем году будут организованы Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники и Центр обеспечения системы перспективных военных исследований и разработок. Для транспортировки БПЛА организованным центрам будет закуплена спецтехника МАЗ. Все четыре военных округа РФ получат свой центр инновационных разработок. В 2016 г. будет создан Единый центр моделирования российского военного ведомства, а к концу 2017 г. планируется создать Научно-исследовательский центр передовых технологий Минобороны.

На самом деле, существует единственное по-настоящему слабое звено в цепочке превращения России в страну с «роботизированной» армией — каналы связи, управления и система спутниковой навигации. Для эффективного использования большого количества дронов необходима единая система управления, способная передавать больше объёмы данных, надёжная система ГЛОНАСС — без которых сфера применения беспилотников будет сужена до минимума. Впрочем, орбитальная группировка ГЛОНАСС уже близка к формированию, а единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-2М» стоимостью более 10 млрд рублей время от времени возникает в выпусках новостей, сообщающих о всё возрастающей степени её готовности.