Ради современных истребителей Беларусь еще глубже влезает в долги

На модерации Отложенный

Первые два многофункциональных истребителя Су-30СМ для ВВС и сил ПВО Беларуси недавно были замечены на авиазаводе в Иркутске во время торжеств по случаю 85-летия предприятия.

Первый из них — с опознавательными знаками ВВС Республики Беларусь и бортовым номером 01 красного цвета был замечен в заводском ангаре. Второй самолет в аналогичной камуфляжной окраске, но без опознавательных знаков и бортовых номеров находился на открытой стоянке.

По данным блога bmpd, заводской номер этой машины предположительно 10МК5 1608. Согласно данным forums.airforce.ru, первый истребитель впервые поднялся в воздух 3 марта 2019 года, второй — 13 марта.

По контракту четыре новых истребителя Су-30СМ Беларусь должна получить до конца 2019 года. Передачу же всех 12 боевых самолетов этого типа, предусмотренных соглашением сторон, планируется произвести до конца 2020 года.

По мнению ряда комментаторов, нынешнее обострение отношений России со странами НАТО и США позволяет белорусскому руководству надеяться, что условия получения самолетов от своего главного союзника будут не хуже, чем для Армении, которой Су-30СМ обещаны по цене порядка 25 млн долларов за единицу.

Лукашенко просил давно

Сам факт заключения контракта на поставку Россией боевых самолетов многими наблюдателями был расценен как безусловная победа Александра Лукашенко.

Следует отметить, что проблема поддержания боеготовности белорусской авиации обострилась давно. Еще 12 сентября 2012 года Лукашенко обозначил эту проблему публично, отвечая на вопросы представителей СМИ о подробностях своей встречи в Сочи со вновь избранным тогда на пост президента России Владимиром Путиным.

По словам Лукашенко, в ответ на его просьбу посодействовать в обновлении парка боевой авиации российский коллега пообещал передать военно-воздушным силам Беларуси современные самолеты для несения дежурства на границе.

Учитывая высокую стоимость такой авиационной техники, многие эксперты посчитали тогда наиболее реальным вариант обновления парка белорусской военной авиации за счет безвозмездной (или, на крайний случай, с минимальной оплатой) передачи боевых машин. Ведь у Беларуси нет необходимых средств для покупки российских боевых самолетов за реальную цену.

Однако в окружении Путина такой подарок Беларуси, похоже, сочли чрезмерно щедрым и про обещание своего президента как бы забыли. В чем некоторые аналитики усмотрели не столько скупость, сколько желание обескровить авиацию союзника, чтобы под предлогом сокращения ее боевых возможностей взять в свои руки охрану воздушных границ Беларуси.

Недаром вскоре в повестке дня белорусско-российского сотрудничества в области обороны появился пресловутый вопрос о размещении на территории Беларуси авиабазы, который стал камнем преткновения в отношениях Минска и Москвы.

Эпопея с авиабазой

Впервые план создания авиационного гарнизона вооруженных сил России на территории Беларуси был обнародован российским министром обороны Сергеем Шойгу в апреле 2013 года в Минске на встрече с Лукашенко.

Тогда внятной реакции белорусского президента на это предложение не последовало.

Но Москва продолжала гнуть свою линию, и в Беларусь вскоре была направлена группа российских офицеров с целью подбора наиболее подходящего аэродрома для базирования будущего авиаполка. Они подыскали несколько пригодных площадок. Но на этом дело застопорилось, месяц проходил за месяцем, а ситуация с авиабазой не становилась более определенной.

Наконец, 11 октября 2015 года, во время президентских выборов, в ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке в Минске Лукашенко категорично заявил, что российская авиабаза в Беларуси не нужна.

Москва была вынуждена дать задний ход. 30 марта 2017 года тогдашний посол России Александр Суриков заявил на пресс-конференции в Минске, что вопрос размещения в Беларуси российской военной базы никогда не стоял.

«Никакая военная база на территории чужой страны, в том числе Беларуси, не может быть размещена без межправсоглашения, а его нет», — подчеркнул дипломат.

Почему Москва расщедрилась?

Вскоре после этого, в мае 2017 года, и был заключен тот самый контракт на поставку 12 истребителей Су-30СМ. В связи с чем у экспертов возник вопрос: что же заставило кремлевских обитателей изменить свою позицию?

Прежде всего напрашивается ответ, который лежит на поверхности: Москва не заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, который прикрывает важнейшее для нее западное стратегическое направление. Тем более что ситуация здесь в последнее время имеет тенденцию к явному ухудшению.

Таким образом, Россия не столько делает одолжение белорусам, сколько печется о собственном интересе.

Весьма возможно, что вдобавок таким путем российское руководство надеется вбить клин в отношения Минска с Западом. Поскольку Су-30СМ — это ударные самолеты большого радиуса действия, их появление на наших аэродромах гарантировано не повысит степень доверия между Беларусью и ее соседями — странами НАТО, Украиной.

К тому же поставка истребителей Минску — это еще и способ более тесной привязки к себе союзника, который в последние время демонстрирует чрезмерную, по мнению Кремля, самостоятельность. Причем не только в военно-техническом плане, но и в экономическом.

В свое время московская газета «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного менеджера одной из компаний Объединенной авиастроительной корпорации сообщила, что 12 истребителей Су-30СМ обойдутся Беларуси примерно в 600 млн долларов. По данным издания, для оплаты самолетов будут использованы российские кредиты.

В таком случае, даже если в итоге партию Су-30СМ удастся купить дешевле, Минск, который и без того является крупнейшим должником Москвы, попадает в еще большую долговую кабалу.

Как видим, у российских поставок вооружения и военной техники есть двойное дно. Они могут сократить возможности белорусского руководства проводить самостоятельную внешнюю и оборонную политику.