Прибалтийская политика: стратегия или экономический суицид

На модерации Отложенный

В ходе прошедшего с 20 по 21 октября Саммита Евросоюза в Брюсселе, лидеры ЕC так и не смогли прийти к единому мнению по поводу принятия нового пакета санкций против России. В связи с этим, ужесточения санкций, которого так ждали власти прибалтийских стран, так и не последовало.

Как видим, только проводники американской политики из стран Балтийского региона во главе с президентом Литвы Далей Грибаускайте считают, что способ решения проблем с Россией существует только один – конфронтация. Осознание же большинством стран ЕС убийственного влияния антироссийских санкций на свою экономику и обоснованное этим нежелание, вопреки призывам американских сателлитов, эти санкции усиливать, вполне понятны – европейские страны несут колоссальные убытки в различных секторах экономики.

Для неизменных же борцов за политику «сдерживания России», таких как Латвия, Литва и Польша, экономический коллапс и социальная катастрофа в их государствах, по всей видимости, не являются весомыми причинами для прекращения антироссийской истерии.

К слову, на прошлой неделе министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, обидевшись на европейских партнеров, в приступе бешенства пообещал ввести против России свои собственные, литовские санкции. Глава МИД Литвы заявил: «Если дискуссии по этому вопросу в ЕС затянутся, то Литва может ввести свои национальные санкции».

Такая позиция прибалтийских властей не совсем понятна – именно эти страны, провозгласившие независимость от Советского Союза десятилетия назад, так и не смогли полностью разорвать экономические связи с ненавистным им преемником СССР. Экономические санкции, которые страны ЕС применяют к России, также как и любое их ужесточение, наносят ущерб в первую очередь странам Прибалтики – экономика восточноевропейских государств менее диверсифицирована, чем у их западных союзников, и, соответственно, ей сложнее маневрировать производством и рынками.

Так, ответные санкции России крайне негативно отразились на сразу нескольких отраслях экономики Латвии: пищевой (ибо 43 проц. латвийского экспорта в Россию составляли сельскохозяйственная и пищевая продукция), транзитной (поскольку с Россией связаны 70 проц. транзитных перевозок) и энергетической (Россия – основной поставщик энергоресурсов в Латвию).

Говоря об экономике Литвы, отметим, что, по расчетам экспертов Европейского банка реконструкции и развития, только объем экспорта продовольствия в Россию составляет около 2,7 проц. литовского внутреннего валового продукта. Примечательно, что эта сумма превышает оборонные расходы, заложенные в литовский бюджет на следующий год. Иными словами, тратя 1,79 проц. от ВВП на оборону своего государства, власти Литвы готовы потерять 2,7 проц. из-за рабской верности интересам США.

Итог подобной экономической политики мазохизма – в июле этого года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер признал Литву наиболее пострадавшей от войны санкций с Россией из всех 27 стран ЕС.

Что же касается Польши, которая вместе с Латвией и Литвой активно продвигает политику экономического давления на Россию, то война санкций стоила полякам 1,2 проц. ВВП и снижения темпов последующего экономического роста этого показателя ежегодно. Больше всего пострадало польское сельское хозяйство – продукция этой отрасли составляла примерно четвертую часть польского экспорта в Россию, общая сумма которого
1,7 млрд. евро. Таким образом, польские потери составляют более 500 млн. евро ежегодно.

В конечном счете, для стран Балтии ограничение торговли с Россией – это, прежде всего, потеря рынков экспорта, которые невозможно быстро заменить. Имея общую границу с РФ и наладив с ней тесные торговые связи, прибалтийским властям следовало бы расширять сотрудничество, а не требовать ужесточения антироссийских санкций. В итоге, последствия экономической войны против своего соседа для Латвии, Литвы и Польши весьма болезненны: замороженные проекты, упущенная выгода, сотни дополнительных безработных, падение средней заработной платы в этих странах и др.

Очевидно, что санкционная политика прибалтов, подкрепленная непрекращающейся антироссийской риторикой, превратилась в войну властей этих государств против своего народа. И пока политики требуют ужесточить санкции в отношении России – население Прибалтики бежит из своих стран в Европу, пытаясь найти для себя любую работу, чтобы прокормить свои семьи.