Основные боевые танки: нет денег — нет брони

На модерации Отложенный

Нехватка денежных ресурсов ставит под вопрос обновление танкового парка вооруженных сил Беларуси в приемлемые сроки.

Минобороны Беларуси на международном военно-техническом форуме «Армия-2019», проходившем в России, подписало целый ряд контрактов на поставку продукции и услуг военного назначения.

В частности, на выставке подписан контракт с представителями российской корпорации «Уралвагонзавод», предусматривающий модернизацию 11 танков Т-72Б до уровня Т-72Б3 в 2019-2020 годах.

Очевидно, следует напомнить, что стартовая партия из четырех Т-72Б3 была передана личному составу 969-й базы резерва танков еще 2 июня 2017 года. Одновременно был подписан контракт на дальнейшее обновление парка танков Т-72Б и поставку запчастей к ним в рамках реализации белорусской Государственной программы вооружения на 2016-2020 годы.

Во исполнение положений этого документа 22 ноября 2018 года на вооружение одного из батальонов 120-й механизированной бригады вооруженных сил Беларуси поступило еще десять танков Т-72Б3, прошедших глубокую модернизацию на предприятиях российской корпорации «Уралвагонзавод».

Надо сказать, что поставка уже первых модернизированных Т-72Б3 в Беларусь вызвала среди экспертов дискуссию по поводу реальных боевых возможностей этих машин. А также споры относительно того хватит ли у нашей страны финансовых возможностей провести обновление танкового парка сухопутных войск в обозримой перспективе.

Дешево — не есть хорошо

Напомним, что бюджетная версия программы серийной модернизации танков советского производства Т-72Б, совмещенная с их капитальным ремонтом, была принята в России в 2010 году.

Основным ее пунктом стала установка новой системы управления огнем, включающей многоканальный тепловизионный прицел наводчика «Сосна-У». Новая пушка 2А46М-5 получила усовершенствованный стабилизатор вооружения. Что позволило на 20% улучшить кучность и в 1,7 раза уменьшить рассеивание при стрельбе с ходу.

Доработка автомата заряжания позволила включить в боекомплект танка новые удлиненные бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) типа «Свинец-1» и «Свинец-2», способные (пусть и с сокращенной дистанции) поражать последние версии танков Abrams и Leopard.

Однако установка на экономию средств не позволила на этом этапе модернизации получить из Т-72Б достойного конкурента современных танков потенциального противника.

Т-72Б3 первой версии сохранил старый дизель В-84-1 мощностью 840 л.с., что дало весьма скромный по нынешним временам показатель удельной мощности — 18,3 л.с. на тонну. Для сравнения, удельная мощность Леопарда-2 с 1500-сильным двигателем составляет 23,8 л.с./т.

В доработанных «Уралвагонзаводом» танках не оказалось приемников глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Не была установлена и практически обязательная для современных боевых машин система автоматического сопровождения цели, которая держит ее на прицеле даже во время движения.

В тоже время на подновленных машинах были оставлены старые метеодатчики, датчики износа ствола и ряд других важных агрегатов и механизмов. Была сохранена размещенная на башне открытая зенитная пулеметная установка с ручным управлением.

Но больше всего нареканий военных вызвала защищенность модернизированных машин. Вместо более-менее современного комплекса динамической защиты (ДЗ) «Реликт» был установлен устаревший «Контакт-5», не спасающий от большинства видов современного противотанкового оружия. Тем более, что элементы ДЗ «Контакт-5» не закрывали все уязвимые места Т-72Б3.

Из всех новшеств на доработанном Т-72Б3 добрых слов танкистов заслужили лишь белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи. В остальном вывод строевиков был однозначным: такой Т-72Б3 в состоянии бороться лишь с противником образца начала 1990-х годов, а современная танковая техника ему не по зубам.

Что дало основание известному российскому военному эксперту Алексею Хлопотову утверждать: российский основной танк Т-72Б3 первой версии уступает по своим возможностям даже украинскому Т-64БВ.

К числу главных преимуществ последнего относится качественная радиостанция, спутниковая навигация, закрытая зенитная пулеметная установка. А украинский комплекс ДЗ «Нож», по мнению Хлопотова, «всяко лучше» российского «Контакта».

Отсюда А. Хлопотов делает вывод, что Украина провела пусть и небогатую, но «вполне вменяемую и четко обоснованную» модернизацию Т-64БВ. «Если то, что сейчас с Т-64БВ делают харьковчане, назвать «танком для бедных», то «знаменитые» российские Т-72Б3 в их массовой комплектации — вообще «танк для нищих».

Скажите спасибо китайцам

В 2014 году при подготовке к соревнованиям по танковому биатлону наиболее вопиющие «косяки» на танках Т-72Б3 были устранены. А по итогам спортивно-технических игр «Танковый биатлон-2015», где «биатлонный» Т-72Б3 обошел китайский Type 96A, начальником Генерального штаба вооруженных сил России Валерием Герасимовым было принято решение по его образцу произвести доработку машин, находящихся на вооружении.

Новый этап модернизации, стартовавший в 2016 году, дополнительно предусматривал установку панорамного прицела командира, нового современного цифрового баллистического вычислителя и комплекса метеодатчиков, позволяющих в несколько раз сократить время подготовки данных для стрельбы и повысить ее эффективность.

Т-72Б3 образца 2016 года укомплектован двигателем В-92С2Ф мощностью в 1130 л.с., что повысило удельную мощность до 24,5 л.с./т.

Благодаря чему значительно возросла его подвижность. А автомат переключения передач существенно облегчил управление им.

Механик-водитель получил в свое распоряжение дисплейный комплекс позволяющий ему контролировать работу механизмов танка и автоматизированную систему оповещения о неисправностях и повреждениях. Нелишней стала и телевизионная камера заднего обзора.

Были приняты меры и по повышению защищенности танка. Модули ДЗ типа «Реликт» (примененные вместо ДЗ «Контакт-5») и решетчатые противокумулятивные экраны были установлены вдоль всего корпуса. Дополнительные элементы ДЗ в «мягком» корпусе повысили стойкость бортовой проекции корпуса к противотанковым средствам кумулятивного действия.

Правда, как отмечают эксперты, ДЗ «Реликт» не может коренным образом улучшить защищенность новой версии Т-72Б3 от современных БПС типа М829А3 и тем более от М829А4.

Существенным недостатком конструкции данной ДЗ является отсутствие защиты от боевых частей, содержащих снарядоформирующиеся элементы типа «ударное ядро». Которые представляют особую опасность для слабо защищенных бортовых проекций танка, а также его крыши.

Не обеспечивает «Реликт» и защиты от тандемных боеприпасов с большой временной задержкой срабатывания основного заряда и от тандемных боеприпасов, в предзаряде которых реализован принцип гидроудара для преодоления ДЗ без детонации взрывного вещества. И, тем не менее, следует признать, что Т-72Б3 версии 2016 года по своим боевым свойствам значительно превосходит машину образца 2010 года.

Сейчас главный вопрос состоит в том, во сколько обойдется Беларуси реновация ее парка танков семейства Т-72, который насчитывает примерно 1.276 ед. (в том числе около 446 Т-72Б). И как долго в связи с этим она будет продолжаться.

Практически все эксперты сходятся в том, что цена обновленной по последнему варианту «семьдесятдвойки» будет выражаться цифрой с шестью нулями, что заставит значительно растянуть во времени модернизацию танкового парка белорусской армии.

А «Витязь» не так уж слаб

В этом очевидно и состоит причина следующего заявления министра обороны Беларуси Андрея Равкова: «Мы двигаемся в двух направлениях: модернизируем и ремонтируем танки на своих заводах и идем по пути военно-технического сотрудничества с Россией.»

В свое время ОАО «140-й ремонтный завод» (г. Борисов) разработал специальную программу модернизации Т-72Б под обозначением «Витязь». По мнению экспертов, предусмотренный ею качественный уровень и количественный объем доработки этих танков определяется не только экономическими возможностями страны, но и ее технологическим потенциалом.

Ввиду отсутствия собственного производства, белорусам пришлось сохранить на модернизированной машине прежнюю пушку 2А46М и автомат заряжания к ней, которые не могут использовать современные подкалиберные боеприпасы (БПС). По этой же причине на обновленные машины устанавливаются старые, хотя и капитально отремонтированные, двигатели В-81-4 мощностью 840 л.с. и трансмиссии советских времен.

Имеются вопросы и к российской ДЗ «Контакт-5», которая по замыслу разработчиков программы должна была существенно усилить защищенность танка. По мнению ряда экспертов, уже к середине 90-х годов эта ДЗ не могла обеспечить защиту от большинства БПС, принятых на вооружение в тот период на Западе.

Правда, справедливости ради следует отметить, что конструкторам и производственникам 140-го завода удалось (в отличие от россиян) решить ряд других серьезных проблем базовой машины. Например, оборудовать Т-72Б закрытой зенитно-пулеметной установкой с помощью которой можно эффективно бороться не только с воздушными, но и наземными целями на расстоянии до 1.600 м, управляя огнем из боевого отделения танка.

Наибольшее количество существенных изменений было внесено в электронную «начинку» боевых машин. Каждый прошедший доработку по программе «Витязь» танк оснащается многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» производства белорусской компании «Пеленг». Прицел «Сосна-У» стабилизирован в двух плоскостях, имеет оптический. телевизионный и инфракрасный канал, а также лазерный дальномер, который используется и для подсветки целей при стрельбе управляемыми ракетами. Наводчик и командир имеют свои мониторы.

На модернизированном танке также устанавливается новая радиостанция Р-181-50ВУ «Рапсодия» и спутниковая система глобального позиционирования на основе GPS/ГЛОНАСС.

Приняв во внимание все вышеизложенное, нельзя в полной мере согласиться с заявлениями тех критиков Т-72Б «Витязь» которые утверждают, что эта машина совсем уж ничего не стоит в сравнении с танками наших натовских соседей, такими, например, как «Леопард-2А5» Польши. Несмотря на определенные недостатки, «Витязь» по совокупности тактико-технических характеристик в 1,6 раза превосходит исходную машину.

Однако обновление танкового парка силами белорусского ВПК также стоит денег. Пусть и меньших, чем запрашивает «Уралвагонзавод». Так что, учитывая скудность национального военного бюджета, количество танков, ежегодно модернизируемых на 140-м заводе вряд ли превысит 40-60 ед., а в России — 15-20. Что делает невозможным обновление даже одних только Т-72Б из арсенала вооруженных сил Беларуси в ближайшие пять лет.

Александр Алесин